Найти в Дзене

В чём различие работы воспитателя и логопеда по формированию звукопроизношения.

Зачастую воспитатели недостаточно серьёзно подходят к работе над звуковой культурой речи воспитанников. Они считают, что правильное произношение само собой сформируется в положенное природой время. А если – нет, то ситуацию будут исправлять логопеды.

Действительно, у большинства дошкольников встречаются физиологические, а не патологические недостатки звукопроизношения, которые носят временный характер. Они обусловлены тем, что у ребёнка ещё недостаточно сформированы слуховой и речевой аппараты.

Но, тем не менее значимость этого направления деятельности не стоит преуменьшать, потому что формирование правильного звукопроизношения является профилактическим направлением логопедической работы.

Следует отличать работу по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.

Формирование звукопроизношения – это систематическая работа воспитателя со всеми детьми группы, способствующая своевременному освоению произношения всех звуков и развитию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения – это работа логопеда с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.

Что конкретно может и должен сделать воспитатель?

Направления работы воспитателя:

1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.

Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность языка, губ, нижней челюсти.

Движения нижней челюсти. Чтобы речь была чёткой и ясной, ребёнок должен уметь хорошо открывать рот, т.е. нижняя челюсть должна быть подвижна. Её движения можно отрабатывать, проводя уточнение и закрепление произношения звука “а”.

Движения губ. Для правильного произношения некоторых гласных и согласных свистящих звуков “с”, “з”, “ц”, необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение можно отрабатывать, уточняя и закрепляя произношение звуков “и”, “э”.

Правильное произношение шипящих “ш”, “ж”, “ч”, “щ” требует небольшого выдвижения губ вперёд. Этому помогают уточнение и закрепление произношения звуков “о”, “у”.

Для правильного произношения звуков “с”, “з”, “ц” ребёнку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать её вниз, обнажая нижние зубы. Иначе эти звуки будут искажены. Выработке подвижности нижней губы помогает уточнение и закрепление произношения звуков “ф”, “в”.

Движения языка.

Для произношения звуков “с”, “з”, “ц” необходимо, чтобы кончик языка опускался вниз и находился за нижними зубами, а боковые края языка касались верхних коренных зубов. Эти движения можно выработать, проводя работу по уточнению и закреплению звуков “и”, “э”.

Правильное произношение шипящих звуков “ш”, “щ”, “ж”, “ч” и сонорных “л”, “р” требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки “т”, “д”, “н”.

Для чёткого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способствует уточнение и закрепление звуков “к”, “г”, “х”, “ы”.

2. Уточнение звука и его вызывание по подражанию. Воспитатель подбирает звуковые образы, игры, картинки-символы, соответствующие данному звуку (например, на звук “з” – картинка “комар”, на звук “с” – картинка “насос”) и закрепляет произношение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его ещё не произносят, фиксируя внимание ребёнка на звучании и артикуляции звука. Для уточнения звука необходимо многократное повторение, поэтому воспитатель не ограничивается картинкой-символом, а предлагает детям вспомнить, что ещё напоминает этот звук. Например, при уточнении “ж” вспоминают, как жужжат жук, пчела, муха, пила, пылесос и т.д. Эти сравнения развивают слуховое внимание детей.

3. Уточнение правильного произношения. Звук уточняется в словах, фразах потешках и т.п. Материал даётся выборочно, по усмотрению воспитателя.

Содержание работы по формированию звуковой культуры речи определяется образовательной программой.

Ориентировочные возрастные показатели следующие:

Вторая младшая группа: звуки: а,у,о,и,э,п,б,м,ф,в. На материале этих звуков у детей развивается умение правильно длительно произносить изолированный звук (кроме взрывных, которые всегда произносятся кратко), чётко произносить и выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.

Средняя группа: звуки т,д,н,к,х,г,ы + с,сь,з,зь,ц. К четырём годам дети уже усваивают определённые навыки произношения отдельных звуков, приобретая умение слышать их в словах.

Старшая группа: отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: ш,ж,ч,щ,л,ль,р,рь, j.

Воспитатель должен иметь представление о звукопроизношении всех детей в начале и в конце года и выделять группу риска.

А если у большинства детей группы сформирована артикуляционная база почти всех звуков, то работа над ними проводится в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только помогает формированию правильного произношения, но и формирует умение выделять звуки в слове, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и умению проводить звуковой анализ слова.

Успехов вам и радостных моментов в работе с детьми.

Подписывайтесь на мой канал. Хочу быть вам полезной.