Где-то начиная с подробного описания богомолов так выходит, что я пропускаю каждый типаж через себя. И даже не я. Мое тело. Эта штука, которую мне, явившейся в этот мир уже сложившейся личностью, выдали при рождении, почему-то все время настойчиво участвует в моей жизни и даже претендует на то, чтобы всем рулить. Обождите, гражданочка, говорю я. Вот вы – набор клеток. Примитивно устроенных единиц. Ну хорошо, не набор. Рой. Слитый в единое целое. Но все-таки вы – животное. Наездник здесь все-таки – я. Но никто меня не слушает, и взбалмошная крепконогая кобылица несется туда, куда ей хочется – вживаться, усваивать себе новую систему нейронных цепочек, новые религии новых племен. Даже когда это больно. Даже когда это тяжело. Даже когда хочется уползти прочь на коленках и навсегда забыть.
Прожив этот типаж, мне захотелось сравнить его с заиндевелой колючей проволокой. Визуально хрупкой, очень красивой и совершенно, абсолютно неприступной. Такой, которой лучше просто любоваться и никогда, никогда, никогда не пытаться сжать в ладонях.
У меня было несколько подходов: 1) сбор имеющейся информации (Ирина Апексимова, мамина подруга, одна из читательниц); 2) разговор с мамой, где я просила ее описать характер подруги; 3) осознание того, что "покрутить под микроскопом" получится только Апексимову; 4) долгие поиски фильма с ней, где бы она хорошо раскрылась. И поиски эти тоже, конечно, навели на разные мысли.
Красивая, умная, талантливая, трудолюбивая... и неизвестная. Почти нет хороших фильмов с ней. Что-то есть, но снято в скверном качестве и по сюжету тоже слабовато. Почему ее не звали в крутые фильмы? Ершистый характер? Непробивная? Нет связей? Не умеет играть?
После просмотра фильма "Вопреки здравому смыслу" у меня сложилось ощущение, что она очень правильная, суховатая и... не пытается ни с кем наладить эти мостики человеческих взаимоотношений, на которых строятся многие карьеры, особенно в шоубизнесе. Такая... бесстрашно справедливая и несгибаемая. Маленькое железное комильфо.
Но это ничего не объясняло, наоборот, все еще больше запутывало. Даже у святых есть человеческие слабости. А у нее, получается, нет. Неживой какой-то образ, картонный. Хотя она там и влюбляется поперек логики, но, во-первых, как-то вяло и неубедительно, а во-вторых, тоже в безупречного мужчину, просто бедного и отсидевшего из-за подлого друга.
А вот четырехсерийный фильм "Клетка" совсем не про правильность. Он про жестокость. Про то, какая именно живет жестокость в этом хрупком теле и невесомом взгляде, до чего она может дойти, а до чего нет. И вот тут мне стало очень понятно и очень осязаемо все, что внутри этого типажа происходит.
Эмоций нет. Вот этой насыщенности чувствами и переживаниями, девичьей впечатлительности, вспыльчивости и сентиментальности, ранимости и наивности. Сухо, все очень сухо. Если по этим фильмам пробежаться – в "Вопреки здравому смыслу" она жениха, застуканного в ее постели с другой девушкой, так холодно выставляет за дверь, как будто пропавшую колбасу выбросила. Даже меньше эмоций. Слезы (полслезы и пять всхлипов) выглядят не очень грустно. Белье вот с кровати сбрасывает убедительно брезгливо. Но это скорее жест чистоплотной женщины, чем раненой влюбленной. Симпатией к новому дяденьке прониклась тоже как-то незаметно. Вроде просто решение приняла. Сначала отталкивала, а потом надумала. Головой.
Теперь "Клетка". К ней приходят предложить денег в качестве компенсации за смерть мужа и сына, а она лишь повысила голос, выгоняя посетителей. И то как-то неестественно и неуверенно. После надругательства в камере, такого, что ее пришлось ЗАШИВАТЬ, она лежит на кровати с отстраненно холодным видом, который бывает у начальства, увольняющего неисправных сотрудников. "Возмутительно", как бы говорит она, "до чего вы распоясались. Ну так же нельзя, должны быть какие-то границы!"
Это вот все очень цинично звучит, но... Это же малоэмоциональный типаж. Холодный. А я стараюсь стать им, слиться с ним, "надеть его обувь". И да, я могу ошибаться. Но это жизнеспособная модель, в которую можно поверить.
Так вот, Стеклянный Лебедь очень хочет познавать этот мир так же, как и другие. Но пальцев-чувств, чтобы "потрогать мир и живущих в нем людей", у него нет. Только руки-ножницы (сейчас объясню, что скрывает эта метафора). Именно поэтому Настя (героиня Апексимовой) так сильно ненавидит Елену, просто захлебывается от ненависти. Дышит этой ненавистью, держится на ней, как на внутреннем стержне. У Елены, наоборот, так много эмоций, что ее психика расшаталась, и девушка уже ведет себя совершенно неадекватно (хотя, возможно, в какие-то моменты кажется просто достигшей блаженной святости, но нет). Больше всего Настя ненавидит Елену за то, что ее, с таким трудом построившую себе мирок, в котором можно испытывать хоть какие-то эмоции, лишила этого мирка та, у которой океан эмоций. Вы скажете, откуда ей это было знать? Ну, во-первых, Елена визуально очень чувственная, сладкая, сочная, плачуще-смеющаяся, просто эмоциональный шторм. А во-вторых, у нее настолько сильная энергетика, что просто прошибает через экран. Когда она находится в кадре дольше десяти секунд и транслирует именно свою запредельную тоску, подпадаешь под какой-то гипноз этой тоски, аж шерсть дыбом, и в животе все сводит от ужаса. Я даже на паузу ставила, чтобы немного в себя прийти. Эту ее эмоциональность прекрасно можно было учуять в момент первой встречи, когда Настя ее колотила об машину.
А у Насти остается только один инструмент для познания мира: боль. Боль, которую испытывает она сама, боль, которую она решается причинять другим. Именно поэтому она все время помнит бросившую ее маму и злую Химеру из детдома. Это ее жизненный опыт, ее события, ее картины на сером фоне остальной жизни. Именно поэтому она так бесстрашно себя ведет, когда нападает на полицейских и Матильду, зоновскую "авторитетшу". Для нее обмен ранами – это как обмен эмоциональными репликами. Она не умеет по-другому касаться.
И конечно, она так не хотела. Конечно, она бы предпочла прожить сухо, бесстрастно и правильно. Но обстоятельства сложились иначе.
Жестокость, которой пользуется Настя, чтобы войти в контакт с миром, начать жить не в холодном коконе собственной бесчувственности, а деля с окружающими их всплески радости, горя, удивления, сострадания и садизма, имеет, однако же, границы. Есть что-то, на что она не готова пойти. И это понимание утешает ее, смягчает ее боль от того, что она не такая, как все. Помогает ей стать ближе к этим "всем". Помогает ей начать тоже что-то чувствовать.
Вот такая Настя мне понятна, близка и очень ощутима. Хотя ощущать ее очень больно. Это как... вместо всех цветов видеть синий, и этот синий периодически становится таким ярким, что слепит. Зато мозг работает прекрасно, невзирая на стресс и упадок сил от случающихся огорчений (которые да, огорчают чуть больше чем обычно, ведь это единственная доступная эмоция; даже страха, как такового нет, просто спазмы).
И да, это очень, очень красивый типаж, хрупкая, тонкая, как росчерки дыма, красота. И даже если она ничего не играет, просто ходит перед камерой, она уже восхитительна. К сожалению, большинству зрителей нравятся более простые и понятные девушки – фигура-гитара, миленький курносый носик, пухлые губки, беспомощность, наивность и яркие эмоции. Можно даже на фигуру наплевать. Но непосредственность и эмоциональность вынь да положь. Вот и ответ на вопрос о "нераскрученности" Ирины Апексимовой, при ее-то волшебной красоте.
Мнение читательницы, принадлежащей к этому типажу:
Дважды прочитала статью. Сначала взахлеб. И испытала полное отрицание - "Это все не про меня!"
А потом вдумчиво перечитала еще раз. Да нет, все верно. Именно такой меня видят окружающие - сухой, хладнокровной, даже злой. Да и сама себя я чувствую как бы выше эмоций, будто играю их одномоментно, но не переживаю глубоко и долго.
Если ругаюсь, то без злобы. Я просто не чувствую эту злость. Прокричалась и тут же как ни в чем ни бывало продолжаю разговор обычным тоном и на отвлеченную тему. Не умею обижаться, не потому что такая хорошая, а потому что не чувствую обиду. А тем более не могу помнить ее всю жизнь.
Но причина этого отсутствия в эмоциональной зоне кроется в самом названии "стеклянный". Эмоции проходят сквозь стекло, как свет. Лебеди сами того не желая, все чувства других людей пропускают через себя. Но дело в том, что этот поток чужих эмоций огромный и бесконечный. И чтобы защититься от него, не потерять себя в нем, лебеди закрываются. Это самооборона.
Я знаю, как сильно и долго буду переживать за чужого ребенка, которого я видела только на фото в посте с просьбой о помощи. И что я делаю? Я закрываю этот пост и ставлю блок. Потому что это невероятно тяжело, переживать чужую боль, как свою. А по другому лебеди не умеют.
Мы эмпаты-чемпионы. Как никто, знаем, что такое любовь, страх, жалость. Знаем, но стараемся их не чувствовать. Мы слишком хрупкие, слишком стеклянные для этого.
И поэтому же происходит выключение своих эмоций, если потрясение слишком велико и грозит нанести вред, вывести из равновесия.
Цитаты из Вашего поста в самую точку.
"она жениха, застуканного в ее постели с другой девушкой, так холодно выставляет за дверь, как будто пропавшую колбасу выбросила. Даже меньше эмоций".
"После надругательства в камере, такого, что ее пришлось ЗАШИВАТЬ, она лежит на кровати с отстраненно холодным видом, который бывает у начальства, увольняющего неисправных сотрудников".
Я узнаю себя в этом. Я бы так же реагировала, если бы случилось подобное со мной. Закрылась бы, эмоции где-то снаружи, на периферии, которые можно с легкостью сыграть, если это потребуется, но не для себя, а для окружающих. А внутри сухой остаток из знания того, что произошло.
Такие мысли насчет Вашего поста.
Но это про критические моменты.
А в обычной жизни лебедям живется довольно легко с такой способностью закрываться от эмоций. Именно закрываться, а не стремиться их переживать. В коконе безопасно и спокойно. В нем лебедям комфортно, самодостаточно и гармонично. "Выходить в мир" совсем необязательно, чтобы понять, что в нём происходит, и так все понятно на каком то интуитивном уровне.
Ссор в семье не бывает.
Я оставляла комментарий под одним из Ваших постов, где сравнила свою семью с птичками из мультфильма КОАПП. Да, у нас так. Буквально один в один)) Даже фразы похожи. Мама-крачка очень убедительна в том, что всё должно крутиться вокруг ее комфорта.
На контакт с людьми идем легко.
В чужие души не лезем, не лечим, не учим. И про свои дела не рассказываем. То и другое скучно и утомительно. У всех одно и то же, к чему обсуждать и мусолить.
Подруг нет. Я не умею дружить так, как это принято у обычных подружек. Не смогу выслушивать жалобы и нытье и сама никогда не буду жаловаться кому то. Лучше помогу, чем смогу, а иначе лучше меня вообще не трогать.
Лебедя трудно вывести на конфликт, пытаясь чем то задеть. Броня крепка).
Но если задевают кого-то, не побоюсь и первая встану на защиту. Чужой страх, обиду, слезы чувствую физически, потряхивает от несправедливости. От этого не закрываюсь, потому что после того как все позади, чувствую приятное удовлетворение, что все сделала правильно.
А еще заметила, что у меня тяжелый взгляд - резкий, оценивающий, неприязненный. Хотя в это время я ни о чем плохом не думаю.
Не знаю, как у других лебедей, но мне один человек сказал, что встретившись со мной взглядом он "будто в амбразуру заглянул, до мурашек".
Из всего что накатала, могу сказать, что лебеди очень неискренние, если это касается эмоций, льстят, "мягко стелят", но за правду готовы к бою.
Кстати, думаю, что Апексимова смогла бы сыграть все что угодно, но стеклянность не позволяет пропускать через себя долгие эмоциональные эпизоды. Если по себе судить, я бы как выжатый лимон была уже к концу съемочного дня, а потом неделю отсиживалась бы в тишине, чтобы успокоиться и восстановиться.
Я: А ЕСТЬ ТАКОЕ, ЧТО ХОЧЕТСЯ ЭМОЦИЙ, А ОНИ НЕ ДАЮТСЯ?
Нет, эмоций не хочется. Они уже есть, вернее всегда присутствуют, прямо где-то на границе кокона. Их легче не пустить к себе, чем переживать их.
И еще, лебедям легче изобразить любую эмоцию, потому что лебеди знают эмоции, как самих себя, им не нужно учиться, познавать их, нет потребности обмениваться ими. Можно сказать, что сами лебеди и есть эмоции. И чтобы не свихнуться от каждого всплеска, спасает холодность. Будто все эмоции застыли в стекле, а тронешь неосторожно - останутся одни осколки.
Вот так. Оказывается, представитель видит это несколько по-иному и по эмоциям совсем не скучает. В одном я не ошиблась: стеклянным лебедем быть больно на грани выносимого, я даже похудела, пока вникала в этот характер... Но те, кто в нем живет дольше 4-5 дней, как выясняется, нашли выход. Ну а что им еще оставалось делать?
И на закуску, мамино мнение о подруге:
Она искренняя, с ней легко. Со временем я начала понимать, что людям при общении редко удается правильно понимать друг друга даже при условии искренности. Но если они при этом еще и лицемерят, это вообще потерянное время. После 50 тратить время бесполезно недопустимо. Так вот, время, проведенное с ней, не бывает потрачено впустую, всегда есть "настоящий контакт". Она умеет ненавязчиво посоветовать, подсказать хороший вариант. Это получается на равных, не с подачей "ты бестолковая".
Снова противоречия? На этот раз нет. Просто лебедь сам выбирает, с кем ему быть в контакте, а с кем "через стекло".
***
Статья получилась очень длинная, советы по стилю выйдут отдельно. Как всегда, интересно ваше видение и ваш опыт общения с представителями этого типажа.