Двенадцатый номер журнала «Наш современник» за 2022 год начинается с новогоднего поздравления. Кроме того, дань уважения отдана юбилярам. В частности, опубликованы поздравления с 90-летием главного редактора журнала Станислава Куняева от официальных лиц: президента РФ, патриарха и других. Поэтическая подборка ещё одного юбиляра 2022 года – Андрея Шацкова – открывает номер. Она носит название «Заворожённый кистью января». В подборке отражена связь времён и поколений. Лирический герой занят осмыслением прожитых лет, в стихах слышны отзвуки личной трагедии. И, конечно, сквозь современность проступает исконная Русь, с её князем Игорем, который, наконец, «добрался до заветного Донца», а в облике сегодняшней ночной Рузы проступают черты древнерусской крепости, где поэт не может оставить «пост свой полуночный». Характерные для автора церковнославянизмы гармонично вплетены в ткань текстов, а сами тексты – в многовековую традицию русской литературы.
Далее читателям предлагают погрузиться в крупную прозу – роман Натальи Романовой-Сегень «Великий стряпчий». Перед нами – вторая часть, первая была опубликована в предыдущих номерах. Главный герой – известный адвокат Рогачёв, время действия – девяностые. На этом и строится конфликт. Перед нами – череда типажей тех лет: крутые бизнесмены, бандиты, содержанки, телохранители криминальных авторитетов. И герой, который хотел получше устроиться в новой жизни, но проиграл более серьёзным игрокам. Фрагментарный персонаж, племянница Рогачёва Варя (в которой можно угадать автора романа), даёт ему исчерпывающую характеристику: «Вы из тех адвокатов, которые взывают к сатане. Так вот, книгу о вас я назову «Рогачёрт». Впрочем, возникающая было инфернальность тонет в предельно реалистичном, отсекающем всякую романтику повествовании. В тексте немало юмора, тонкой иронии и сатиры. Присутствует определённый литературоцентризм – главный герой и его собеседники, даже самые отпетые негодяи, то и дело цитируют известных писателей.
Поэтическая подборка Валентина Голубева «Земли едва касаясь» соединяет в себе глубокий патриотизм, тонкое чувство природы и библейскую образность. Особенно пронзительно звучит стихотворение, посвящённое «русским солдатам, погибшим в плену»:
Казнь страшна не пыткой вычурной,
Не топорной смертью близкой,
Жалко, батюшка нас вычеркнет
Из своих заздравных списков.
Два рассказа Дмитрия Лагутина – атмосферные, лиричные и почти бессюжетные. Автору важнее передать чувства, эмоции героев, дух города – не угрожающий, а вполне доброжелательный. «Саша» – история о том, как молодая женщина поругалась с мужем и сбежала из дома. Однако постепенно выясняется, что это была не настоящая ссора, скорее игра – из серии «милые бранятся – только тешатся». Зимние городские пейзажи создают особое настроение, прекрасно передана новогодняя атмосфера, что вкупе со счастливым финалом превращает текст в классический святочный рассказ. Следующий рассказ «Светом и прохладой» описывает блуждания молодого студента, который приехал в Москву на юридический форум. Но основным событием для героя становится не официальное мероприятие, а сама встреча с городом. «Ему вдруг вспомнилась музыка, которая играла в кафе возле Красной площади – деревянные дудочки, ветер, легкий звонкий перестук, – прямо заиграла в мыслях, и он подумал, что дома надо найти её, вслушаться как следует». Оба рассказа проникнуты теплом, надеждой и предвкушением счастья.