Многие спрашивали меня про мои ощущения от аварийной посадки нашего самолёта, поэтому напомню ещё раз и расскажу поподробнее. В своих путешествиях и по долгу службы я летал на самолётах раз пятьсот, за это время было много сложных посадок, уходов на второй круг, разворотов в воздухе, приземлений в другом городе и обычно это случалось по дороге в Норильск, для тех мест это нормальное явление, но неделю назад произошло то, чего никогда раньше не было. Когда мы летели из Петербурга в Ереван, у нашего Боинга 737-800 авиакомпании Аэрофлот при заходе на посадку полностью отказала система управления закрылками, пилот принял решение садиться на брюхо в "картофельные поля" и начал около получаса без остановки кружиться в окрестностях Еревана, вырабатывая топливо в баках, о чём нам любезно сообщили бортпроводники. Нас очень детально, лично каждого проинструктировали о том, что мы должны делать, если вдруг произойдёт чудо и самолёт не разобьётся о землю. Когда мы выработали почти все топливные баки и были готовы совершить аварийную посадку на сушу, произошло настоящее чудо - в последний момент нам очень тихо и, как-будто бы нехотя, сообщили, что аэропорт разрешил нам сесть на взлетно-посадочную полосу, это никаким образом не спасало ситуацию, но лично мне внутренне стало гораздо легче, у меня появилась какая-то призрачная надежда на спасение.
В тот момент мне казалось, что лучше уж шмякнуться колёсами об бетонные плиты со включённой иллюминацией и с искрами на боку проскользить за пределы аэропорта, чем в полной темноте тупо воткнуться в неизвестную землю. Но, слава богу, всё обошлось, Боинг вместо положенных 250 км/час, заходил на посадку на скорости около полутысячи км/час, плашмя ударился всеми шасси о полосу и сразу же врубил реверс на полную катушку во избежание выкатывания за пределы полосы, успел вовремя остановиться и самостоятельно подрулил к терминалу. Дежурившие на полосе спасатели, пожарные и скорая помощь остались в этот день без работы. Чуть позже я вычитал в интернете пояснения опытных пилотов про возможность взлёта и посадки без подрылков и вот, что они пишут: "Если с неработающими подкрылками Боинг, может быть, как-то худо-бедно и взлетит, если хватит полосы, то при посадке вероятность разбиться почти стопроцентная. Не все самолёты способны взлететь и сесть без закрылок. Закрылки увеличивают площадь крыла, а следовательно и подъёмную силу". То есть, по сути, наши пилоты фактически сотворили чудо, сумев в ручном режиме без каких-либо последствий посадить Боинг 737-800 на полосу, не выкатились за её пределы, тем самым спасли жизни почти двухсот пассажиров.
Многие спрашивали меня о моих ощущениях, было ли мне страшно, о чём я думал в тот момент и так далее. Да, мне было очень страшно, пожалуй, это было самое страшное событие в моей и так неспокойной жизни, и я сейчас объясню почему, я не один десяток раз в своей жизни красочно и по-настоящему умирал, поэтому мне есть что и с чем сравнивать. Помню, прямо подо мной со скрежетом и искрами разрывало днище и бензобак автомобиля, как консервным ножом, когда я на Сахалине, уходя от аварии, залетел на отбойник, проскользил по нему метров двадцать, а потом сделал пять оборотов через крышу и упал в лососёвую реку, чуть не взорвавшись, но при этом, как ни в чём не бывало, вышел из искорёженной машины без единой царапины. Помню, как я неоднократно в своих одиночных путешествиях, где-то в глухой сибирской тайге на скользкой глиняной дороге вылетал лоб в лоб с гружёным лесовозом, и только в самый последний момент под колесо попадал камень или бревно, и я чудом уворачивался от столкновения. Помню, где-то на затяжном перевале под Иркутском я на крутом спуске шёл на обгон, мне навстречу вылетела фура, а на дороге было разлито масло, и я в очередной раз каким-то абсолютно немыслимым чудом смог избежать своей неминуемой гибели. Было и множество других смертельных ситуаций, но на дороге мне как путешественнику приходилось умирать чаще всего.
Умирать для меня в данном случае - это не значит терять сознание после непоправимой физической деформации тела, а откровенно и искренне прощаться с жизнью, смиренно отпускать её навсегда, именно этот момент для меня является честной смертью, а что будет дальше, уже не столь важно, и если я по каким-то причинам выжил, то для меня это уже воскресение. Так вот в таких случаях ты толком испугаться то не успеваешь: сначала ты изо всех сил целую секунду борешься за жизнь, кровь переполняется адреналином и тебе совсем не страшно, затем ты понимаешь, что смерть неминуема, ты резко и безальтернативно смиряешься со своим исходом, время растягивается как пластилин, ты успеваешь поимённо признаться всем в любви, попросить у всех прощения, проанализировать всю свою жизнь, удостовериться, что всё время ты жил правильно и нет ни малейшего сожаления о прожитых днях, от всего сердца поблагодарить жизнь, радостно попрощаться с ней и отпустить её навсегда с искренней мыслью: "Ну значит так надо, тебе виднее", после этого "замедленная съёмка" резко возвращается в привычные 25 кадров в секунду и дальше ты либо как шмель, смачно размазываешься по лобовому стеклу грузовика, либо, вопреки всем законам физики, происходит настоящее чудо, и ты выживаешь без единой царапины. Мне на удивление всегда выпадал второй вариант. Я к этому уже привык, такие ситуации меня не особо трогают, я просто искренне благодарю жизнь за чудесную возможность жить дальше и спокойно живу дальше.
В падающем же самолёте смерть ощущается совершенно по-другому. Как только ты узнаёшь, что самолёту, в котором ты летишь, неминуемо предстоит разбиться через пятнадцать минут, тебя переполняет очень сильный и искренний страх, вот прямо до мурашек и дрожи в коленях, несколько секунд ты отказываешься в это верить, потому что авиакатастрофы происходят в мире очень редко и в основном по телевизору, потом наступает принятие ситуации, ибо ты понимаешь, что это не сон и деваться тебе некуда, затем ты начинаешь стандартно признаваться всем в любви, просить у всех прощения, с лёгкой обидой сожалеть о незаконченных желанных делах, от всего сердца просить жизнь дать тебе хотя бы ещё один день, но поскольку ты не видишь смерть глазами, смирения и прощания с самой жизнью не происходит, ты не отпускаешь её и с радостью не благодаришь её за прожитые годы. И вот дальше с тобой происходит самое страшное и необычное. Ты со всеми попрощался, всем признался в любви, принял факт полной безысходности и неминуемости своей смерти, и вроде как уже готов умереть, а смерть то не наступает, она ещё где-то далеко впереди, ты даже в глаза ей не можешь посмотреть.
Именно по этой причине адреналин не наполняет твою кровь, время не растягивается как пластилин, ты знаешь, что через пять минут для тебя всё закончится, но ты ничего не можешь изменить за эти пять минут, ты остаёшься один на один со своими искренними переживаниями, тебя абсолютно не интересуют окружающие люди и в принципе всё происходящее, всё лишнее в этот момент исчезает, ты просто в полной пустоте наедине с самим собой отречённо ждёшь, когда произойдёт удар о землю, фюзеляж самолёта с громким скрежетом и искрами разломится пополам, и ты с переломанным позвоночником сгоришь в адском пламени. И вот в эти самые абстрактные пять минут ты всей своей сущностью истинно ощущаешь, что ты и есть жизнь, что ты и есть смерть, что ты сам и есть тот самый страх, что ты и есть в принципе всё происходящее, что всё это неотделимо от тебя, что всё есть одно целое, и что жизнь по сути не является линейным движением, что есть всего лишь некоторый последовательный набор статичных иллюзорных картинок, сопровождаемый внутренними ощущениями, переживаниями, эмоциями, и вот именно они и являются жизнью, они истинные, настоящие, а весь окружающий материальный мир - просто красивые декорации, иллюзия, которой в действительности не существует.
Абсолютно все люди, включая самых близких и лично тебя самого, любые другие жители, деревья, небо, воздух и вода, железо, кирпич, стекло и пластик, деньги, цифры, звуки и запахи, любая работа, прогресс и развитие, деятельность твоего ума, рождение и смерть - всего этого на самом деле не существует, весь окружающий мир не является реальностью, всё это есть всего лишь обман, оптическая иллюзия, твоё воображение, визуализация твоего внутреннего состояния, твоих переживаний. Истинны, реальны, действительны, существенны и важны исключительно эмоции, ощущения, переживания, именно они и являются жизнью, именно они и есть ты сам настоящий, а всё остальное - ни на что не влияющий фон, это просто набор статичных цветных картинок. Я и так это всё ежедневно вижу, чувствую и понимаю, но в такие моменты истина наиболее явно оголяется, предстаёт пред тобой без каких-либо прикрас и образов, в абсолютном, чувственном, первозданном виде. И ты это не только чувствуешь, но и понимаешь на умственном уровне, потому что в этот момент ты без каких-либо метаний и сожалений готов отдать абсолютно всё, что у тебя есть, лишь бы пожить в роли грязного безногого и безрукого бомжа, больным туберкулёзом и раком последней стадии или бездомным псом на помойке хотя бы ещё один день или час. Когда ты знаешь, что через несколько мгновений тебя не станет, всё материальное сразу же теряет свою ценность и любой смысл, оно становится абсолютно неважным и ненужным. И это является самым главным знанием в жизни любого человека, потому что никто из нас не знает, где, когда и как мы умрём, это может произойти абсолютно в любое мгновение с каждым, сердце по любой причине может остановиться ровно через одну минуту, но ты об этом не думаешь и не знаешь.
Вот именно такие переживания и мысли посетили меня в этот момент отчаяния. Это были невероятно интересные, истинные и искренние ощущения, за которые я всем сердцем благодарен любимой судьбе. Я попереживал таким образом ровно секунд тридцать, потом умом понял, что нервничать абсолютно бессмысленно, смирился с неизбежностью и спокойно ждал своего конца, после чего через три минуты нам сообщили радостную весть о приземлении на полосу и через десять минут мы уже благополучно сели. Но это ещё не всё. Через пять дней нам нужно было возвращаться обратно в Петербург, мы приехали в аэропорт Еревана, прошли регистрацию, зашли в самолёт, я спросил у бортпроводников: "А не тот ли это самый самолёт, на котором мы чуть не разбились в понедельник?", и они с улыбкой на лице ответили, что тот самый. Это даже хорошо, потому что его точно весь перетряхнули после того случая. У меня как всегда было место возле окошка, а рядом со мной сидели две хорошо выпившие и очень весёлые девушки, мы познакомились, разговорились, и они в разговоре сказали, что очень боятся лететь, потому что в Ереван они прилетели с приключениями, я улыбнулся им и сказал, что очень их понимаю - оказалось, мы вместе летели на том самом рейсе.
Девчонки так обрадовались, что первым делом решили искренне со мной поделиться тем, что их отношение к жизни перевернулось на 180 градусов, что они после этого начали ценить то, на что раньше никогда не обращали внимания, что они стали очень дорожить жизнью, любить всех и каждый день благодарить каждое мгновение. Пока мы летели домой, пилот несколько раз по громкой связи объявлял какую-то информацию, все пассажиры молча занимались своими делами, не обращая внимания на сообщения, и только мы четверо после каждого сигнала подпрыгивали и, переглядываясь, очень внимательно слушали, что нам говорят, это было очень забавно и смешно. При подлёте к Петербургу, пилот в очередной раз включил громкую связь и сказал: "Уважаемые пассажиры, мы готовы совершить посадку в аэропорту Пулково, погода в Петербурге неважная, очень сильный боковой порывистый ветер, идёт ледяной дождь, полоса очень скользкая, просим сохранять спокойствие и не паниковать, посадка может быть непростой". Да твою же мать, что за наваждение то такое, сколько можно то уже. Самолёт начало болтать в воздухе, как детскую игрушку, разворачивало практически боком, крылья чуть ли не отрывались у меня на глазах, град бомбил по стёклам, видимость была никакая, да ещё и ночь на дворе. Хорошо, что девчонки были выпившие и проспали этот ужас, они бы точно этого не перенесли, но в итоге мы кое-как приземлились на полосу и все со спокойной душой выдохнули. На этом наши воздушные приключения закончились, в три часа ночи мы живые и здоровые приехали домой.
Вот дословно и буквально именно так выглядела вся эта история моими глазами и моими чувствами, а со стороны по телевизору, наверняка, просто сказали: "В Ереване совершил аварийную посадку самолёт, летевший из Петербурга", а может быть и, вообще, ничего не сказали. Такая вот разница. Этим длинным письмом я просто ответил на многочисленные вопросы друзей, но и от себя хотел в очередной раз сказать, что ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах нельзя ругаться, ссориться, обижать друг друга, оскорблять друг друга, обманывать друг друга и любым другим способом причинять друг другу боль. Мы должны каждое мгновение изо всех сил друг друга любить, помогать друг другу, заботиться друг о друге, говорить только самые добрые слова друг другу и при первой же возможности открыто признаваться друг другу в любви, искренне улыбаться друг другу и крепко обниматься. Каждый раз прощаясь, мы должны прощаться навсегда, как в последний раз, потому что никто из нас не знает, когда мы умрём и кто из нас будет первым.
Ещё я хочу сказать, что очень наивно и глупо, то есть абсолютно бессмысленно рассчитывать на какой-либо благоприятный исход чего-либо, опираясь на статистику окружающего мира, потому что ты живёшь всегда относительно себя самого, а не относительно окружающих, и всё, что с тобой происходит с самого рождения, происходит исключительно с тобой, а не с кем-то другим. Нужно только подумать об этом и постараться заметить, что все вокруг каждый день умирают, а ты ещё ни разу не умер в этой жизни. Твоя жизнь не может существовать без тебя, а ты не можешь существовать без твоей жизни, просто потому что ты и есть твоя жизнь. Кому-то на первый взгляд это может показаться смешным, но задумайся над этим и ты поймёшь, что это вовсе не смешно, что кроме тебя самого здесь никого нет. Есть только судьба, которую нужно принять, любить и каждый день искренне благодарить, просто за возможность жить.
Мне очень хочется, чтобы люди смогли это понять, искренне почувствовать это всем сердцем и увидеть всё это своими глазами, не умирая, не теряя здоровье своё и своих близких, не теряя нервы и жизнь, но, видимо, это невозможно, так уж устроена жизнь, что чтобы начать её искренне любить всем сердцем, нужно обязательно сначала в ней разочароваться, а затем потерять. Многие спрашивают меня или сами строят догадки, почему со мной так часто происходят разного рода приключения, и ответ на этот вопрос очень простой и очевидный. Я же с самого рождения естествоиспытатель до мозга костей по своей природе, мне жизненно необходимо брать от жизни всё, мне нравится испытывать свою жизнь на прочность, хочется пробовать её на вкус, мне интересно переживать всё на своём личном опыте, потому что это дарит мне невероятную радость, позволяет истинно узнать себя со всех сторон, делает меня убеждённым в себе, адекватным и сильным, счастливым и позволяет делиться со своим окружающим миром своими впечатлениями от пережитого, полученными знаниями, опытом, счастьем. Именно поэтому со мной так часто происходят разного рода приключения. И для меня всё это ни в коем случае не неприятности, не беда, не горе, это просто интересные, важные для меня и искренне желанные приключения, это просто моя ежедневная жизнь, которую я очень сильно люблю и которой всегда искренне благодарен.
Для меня жизнь, смерть, окружающий мир и я - это одна и та же личность, это одна и та же сущность, это одно неделимое целое. Ведь мой огромный и такой разнообразный окружающий мир непременно появляется одновременно со мной, в этот момент я начинаю одновременно и медленно жить, и в то же время медленно умирать. Это же так просто и очевидно. Жизнь и смерть - это не два разных события, это один и тот же процесс, и одна и та же личность, которая твоими глазами наблюдает сама за собой. Глаз много, а жизнь одна. Любите свои глаза, любите глаза, что оказались рядом, любите жизнь и всегда помните о смерти, уважайте её.
#Нужнопростожить