В книге Бытия (гл. 1-3) можно выделить как минимум четыре важных отличия происхождения человека от происхождения всего прочего одушевлённого творения, а именно:
1. человек сотворён по образу Божию;
2. человека творит лично Сам Бог;
3. при описании сотворения человека трижды употребляется глагол «сотворил» («бара»), всегда указывающий в Священном Писании особое действие Божие;
4. Сам Бог вдыхает в человека дыхание жизни.
Эти особенности в описании происхождения человека, вероятно, были призваны не только указать на существенное отличие того, кому будет назначено владычествовать над сотворённым Богом миром, но и сразу же показать в этих отличиях некие инструменты для будущего служения, а через них указать и на будущие обязанности человека по отношению к вверенному его попечению тварному миру:
1. сотворение по образу Божию предполагает, вероятно, возможность для человека и необходимость уподобления Творцу в Его заботе о мире;
2. личное действие Самого Бога должно, вероятно указывать на особые дары человеку для его будущего служения, и, как следствие, на особую ответственность человека за то, что ему было дано и вверено;
3. употребление слова «сотворил» (бара) трижды должно, по-видимому, указывать на особую сопричастность сотворённого человека Божеству, ибо символика числа три указывает в конечном итоге на Божество Пресвятой Троицы, что неоднократно мы можем видеть в Священном Писании:
• явление трёх путников Аврааму, к которым он обращается: Владыка! (Быт. 18);
• повеление Божие о празднованиях Ему: Три раза в году празднуй Мне (Исх. 23, 14);
• молитва пророка Даниила: и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу (Дан. 6, 10);
• Сам Господь говорит: Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1, 8).
4. слова о дыхании жизни от Бога в человеке указывают на то, что «его духовная природа имеет непосредственное отношение к Духу Божию», и соответственно, это действие Божие призвано потенциально подать особое бытие человеку и возможность, как «владыке» (от: владычествовать (Быт. 1, 26), нести в каком-то смысле этот дар жизни всей твари, ибо после грехопадения мы видим, как с частичной потерей этого дара в человеке померкло и всё творение, как пишет ап. Павел: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 19-23).
☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь