Мой любимый паблик в телеге — Архитектурные излишества. Я не пропускаю ни одного поста, и если бы меня спросили «Коля, где ты мечтаешь чтобы о тебе написали?» - я бы ответил, не думая. Спойлер — с нашей песней "Этот город" о Петербурге мы с Женей Любич туда попали. Со стримингов песни мы переведем деньги в пользу фонда «Внимание», которые занимаются историческим наследием, в том числе реставрацией дверей дома Бака в Петербурге (этот дом — один из «героев» клипа на песню), и в Излишества мы попали благодаря работе фонда, хотя я по классике стеснялся им написать и за меня это сделали слушательницы...
Самый часто задаваемый вопрос
«Коля, как вы успеваете в месяц по релизу, да ещё и по крупному и коллаба и столько контента?» Я трачу время только на музыку и всё, что с ней связано. Ещё гоняю по ночам в колду, и когда совсем устаю от музбизнеса - иду и беру пару смен на телеке - помотать кабель на воздухе и подумать о вечном.
Параллельно отвечу на вопрос «о боже как мне зарабатывать на музле если я инди» - уходить с работы и заниматься только музлом, а не вот это: "Я бы поехал на New Open Showcase Festival, но у меня работа в эти дни..."
New Open и другие индустриальные мероприятия проводятся не так часто, а работа вечна, особенно если с неё не уходить. Знаете, отсутствие работы и денег очень мотивирует делать больше релизов. Ещё делать больше релизов помогает пихать много похожих задач в один день — все кадры с Женей для сниппетов, обложки и клипа (ага, я просто кадрировал вертикальный 4к формат в горизонтальный) мы сняли в течение трех часов в полузаброшенной усадьбе Знаменка под Петергофом, да и то третий час в основном шёл дождь, сильно уменьшив занятость Жени в проекте. В следующий раз мы с ней увиделись только на эфире Нашего радио и на телеканале Санкт-Петербург.
Дерзкий мув кампании: я расширил собственно коллаборацию с Женей до коллаборации с 8-ю артистами (!) Позвал в клип в камео моих любимых петербургских героев: Гребенщика (born in Magadan), Стереополины (born in Tatarstan), DenDerty (born in Йошкар-Ола), Василиса Кадина (born in Калуга), Fancy Friend (born in Norilsk), In.Spyral (born in Saint-Petersburg) и блогерши Ники Артемьевой ("Ника об арх.деталях" в Нельзяграме), с которой мы снялись около важного для неё и фонда "Внимание" Дома Бака. Главным героем коллаборации был, конечно, Петербург!
Что я делаю чтобы про ГАФТ писали — я постоянно укрупняю инфоповод. Добавляю больше доводов (помните фильм был такой и там была кодовая фраза "у меня есть довод"...): трек с Женей Любич (крупный петербургский артист) — раз, трек про Питер — инфоповод для локальных медиа — два, клип где много достаточно популярных петербургских артистов — три, нейросети и Петербург в качестве главных героев — четыре, благотворительная составляющая и помощь фонду "Внимание" (емае когда уже придут деньги за квартал) — пять (помимо стримов я сходил и сыграл на градостроительном фесте, который ребята со-организовывали, есть мечты на совместный мерч, но пока только мечты).
Как был сгенерирован инфоповод: стартовая точка это песня + мысли о том, зачем артисту (Жене Любич) петь эту песню со мной. Мы познакомились с Женей во время совместной работы над сборником "Петербургские повести" (там мы и много артистов оживляли тексты Гоголя в формате альбома, проект придуман и реализован Библиотекой Гоголя), потом я читал её интервью о любви к городу, анализировал её появления в истинно городских медиа - и понял, что песня про закаты на Васильевском острове около клуба Сердце идеально ей подойдёт (так и вышло, Женя ещё и своего текста крутого там дописала, у меня всё было про боль, а она добавила любви).
Инфоповод и классный материал + наработанные связи мои + работа Насти Гоголь (PR Жени Любич) + работа фонда "Внимание" + работа лейбла Peter Explorer - получаем порядка 15-ти публикаций в медиа, появления на радио и ТВ, в том числе супер-крупный и супер-важный разбор в Sobaka.ru x Петербург Будущего, с экспертными комментариями от Марии Элькиной (архитектурный критик), Даниил Воронин (урбанист), Ника Артемьева (градозащитница). Почитайте, это gorgeous материал, как мне кажется, важный для северной столицы в целом.
Любопытно было делать оффлайн-публикацию клипа, и скажу я вам, это покруче, чем просто в интернете релизить. Собрались с Женей Любич в легендарном магазине винила «Фонотека» (ребята праздновали в эти дни 18 летие магазина и было входящее предложение сделать вместе что-то классное, я решил ещё одна коллаба не повредит), смотрели клип на большом экране. Не зовут на красные дорожки — делай свои! Были актеры и создатели клипа, представители медиа (это была как бы предварительная премьера), самые преданные фанаты. Сыграли с Женей несколько песен в акустике. Такие штуки лучше запоминаются, чем цифры просмотров. Ведущим был историк Аркадий Романов из группы "Брысь" (спасибо лейблу за прекрасное знакомство). Изначально мне хотелось, чтобы вёл Алексей Петровский (ведущий Нашего радио в Петербурге, автор легендарной передачи "Жёсткий диск"), Лёша не смог, но зато позвал нас на прямой эфир на Нашем в день премьеры клипа (вот так вот все ниточки удивительно расходятся).
Из радостного — сходил на телеканал Санкт-Петербург не в качестве инженера как 10 лет до этого (работал на телеке треть жизни) — а уже в качестве артиста вместе с Женей. У Жени кстати в этот день был др сына, и она успела и др устроить, и на два эфира со мной сходить (вечером был радио), а на следующий день поехать на сольный концерт в Москве. И при этом на каждом эфире из нее просто била энергия — человек умеет работать, всем нам, инди-ребятам, в пример. (доп. ответ к вопросу «как всё успевать»)
Из того, что не делали раньше — побили рекламу в Яндекс Директе по запросам на Женю Любич (как на медийного артиста) на 20 тыщ рубилей. Клик дешевый (4р), но на данном этапе наверное мне не очень эффективно использовать такую рекламу (сами можете посчитать сколько будет примерно прослушиваний на 20-ку), пусть даже и на плейлист. Не очень понятно, как оценивать эффективность, даже со статой Band Link не ясны например источники прослушиваний итд. Отложил для лучших времен и на подумать (и на когда Яндекс наконец разрешит бить директом по слушателям - вдруг это случится?)
Ещё впервые столкнулся с ситуацией, когда сам артист ничего не постит и не сидит в соцсетях (бывает же такое!), сердечное спасибо Саше Халикову, с которым мы работали в паре в плане бесконечного постинга в стопятьсот соцсетей на протяжении всей кампании, до и после неё. Саша по факту спродюсировал этот релиз, саму возможность такой коллаборации (мы договорились с Женей после совместного концерта в рамках Дня Достоевского и подтолкнул нас к этому Саша).
Что ещё? Спасибо VK Музыке за обложку плейлиста «Грустный русский» и бело-сине-красный фон (о да, мне было очень весело в ночь релиза). Ещё из прикольного взаимодействия с редакцией - мы сделали брендированный плейлист как бы "на тему" песни - "Эмоциональные качели осени", о котором VK Музыка рассказали в своих соцсеточках.
Спасибо НАШЕМУ радио за поддержку в медиа и передачах (фАнотека, за сценой, прямой эфир в передаче Фаерболл) - хочу отметить, что у Нашего офигенно живые соцсети, пусть там встречаются и жесткие ребята, но и телега и ВК хороши и по количеству просмотров, и по количеству реактов, и по количеству комментов. Респект.
Итого
Не самый крупный результат по нашим прослушкам (70к), но порадовал, например, Звук — в нём за неделю было около 15 тысяч прослушиваний, а при их цене за стрим — похоже, ребята сделали основную кассу, которая будет передана фонду в помощь. Эффективней всего сработала PR составляющая, после этого, к примеру, на Нашем радио про меня стали писать наравне с большими артистами (типа, Коля из группы ГАФТ попрощался с длинными волосами или снежная фотосессия ГАФТ, посмотрите умилитесь). Когда я сидел экспертировал на одной из панелей музыкальной конференции New Open Showcase Festival , мне кинули респекты именно за эту кампанию (это и вдохновило о ней написать).
Честь была поработать с пиарщицей Жени (а также Марсель, Jukebox trio) Настей Гоголь — человек говорит немного, а делает много и чётко. Это комфортно, мы делили медиа и тг-каналы по принципу кто кого знает, и это правда была работа в паре без пересечений и ошибок (фонд и лейбл тоже взяли на себя часть работы). В качестве внеклассного чтения можете почитать классную подборку о кампаниях, например, где мы с Машей Химой хотели в топ-чарт ВК (очень), или где набрали с DenDerty 500k прослушиваний и 20 артистов сделали кавера на наш трек, или как я сделал 10 фитов за 10 месяцев и не умер:
Будьте креативными, если есть туман в голове по поводу музыкального бизнеса для инди-артистов - покупайте у меня консультации (4500 для тех, кто пришел с Дзена) о PR, SMM и прочему как победить в эту непонятную игру когда нет мульонов и команды из 100500 человек. Тг: https://t.me/gaftbrat
С любовью, Колеандр из группы гафтттттттт