Варварская директива вермахта № 1601/41 не оставляла шансов на жизнь ленинградцам и городу Ленинграду. В отечественной и зарубежной литературе, кино, СМИ много написано о том, кто и как не позволили осуществить фашистам эти намерения. Тем не менее, на мой взгляд, при освещении этой темы, некоторые страницы истории обороны блокадного города не дописаны. Прежде всего, не оценены роль и значение военно-технического реформирования морской артиллерии Балтийского флота, произведенного в фантастически короткие сроки. Оно заключалось в реализации в боевой обстановке мысли о применении в черте города и близлежащей акватории морских дальнобойных орудий для подавления наземных целей фашистов.
Все, что мы знаем про эту гениальную находку - это упоминание о снятии морских орудий с кораблей. Но дальше никто не пытался вникнуть: а с каких кораблей? Сегодня мы знаем, что первые залпы по сухопутным силам фашистов были произведены уже 30 августа 1941 года экипажами эсминцев "Стройный" и "Строгий".
Из этого боевого эпизода становится ясно, что орудия с действующих кораблей никто не снимал, а гениальность неизвестного военного специалиста заключалась именно в идее использования морских орудий вне моря. Как и то, что сделано была эта работа за немыслимо короткие сроки - не прошло и трех месяцев с начала войны и двух месяцев с внезапного для нашего командования прорыва 12 июля 1941 года гитлеровцев через Ивановские ворота Ленинграда. Там, где командование их не ждало. Правда или нет, но, говорят, сам Климент Ворошилов на танке возглавил контратаку разрозненного строя защитников из народного ополчения, предательски расстрелянных диверсантами в спину. Но силы были неравны.
Но вернемся к нашей основной теме. Воплощение любой идеи требует, как правило, много времени, а в военно-технической сфере тем более. И в этом смысле не менее гениальным выглядит сама технология воплощения этой идеи за тот период, который я обозначил выше. Не только использование боевых кораблей в городской черте входило в этот процесс, но и создание высокоэффективного, совершенно нового подразделения - Красносельский морской железнодорожной артиллерийской бригады.
Вы только вдумайтесь в смысл этих слов: "морская", "железнодорожная". Вроде бы несовместимые понятия. Гениальность, однако, в том и заключается что кого-то из специалистов военно-морских сил Рабоче-Крестьянского Красного Флота осенила мысль, о которой я так усердно пишу в этой статье. Любому, кто служил в армии и на флоте известно, что там все делается исключительно по Уставам и Наставлениям. Уставы и Наставления РККФ вообще не предусматривали, да и не могли предусматривать работу дальнобойных корабельных орудий вне моря. Это, с точки зрения, военной стратегии - нонсенс. Мой отец участник обороны Ленинграда в рядах этой бригады. Его короткие послевоенные рассказы о этих событиях, во-первых, подтверждают соответствие наименования советского флота действительности. Отец - сельский учитель, а в батарее левее, по воле случая, оказался колхозник из соседнего села. Фамилию я его не запомнил, но со странным именем - Лазарь. Я его помню исключительно по этому необычному имени. Он часто после войны заезжал к отцу на колхозной подводе - работал у себе в колхозе и после войны ездовым. Правда, был моложе его лет на 10. Рабочие, крестьяне, - таковым реально был практически социальный состав флота. Этот факт вдвойне усиливает роль и значение тех командиров, которые обучили их стрельбам по наземным целям из морских орудий.
Морские офицеры- командиры батарей, по совам отца, поражали своей непохожестью на призванную на флот молодежь из сельской глубинки, небольших городков и окраин больших городов. Прежде всего , своей выправкой, статью и образованностью. И он через всю свою жизнь нес в себе и внушил всем шестерым своим детям чувство благодарности за их профессионализм и невиданный в боевых условиях гуманизм. Особенно восхищался капитан--лейтенантом по фамилии, за точность не ручаюсь, Вовк - командиром своей батареи. Любое свой рассказ о тех событиях он завершал фразой: " Прах возьми, ведь он мог любого из нас застрелить без суда и следствия, но ни разу за 3 года не расстегнул кобуру". В эпоху интернета ,у меня появился доступ ко многим документам бригады, но фамилию Вовк я пока не нашел в числе командиров батарей. Возможно, чуть искаженно запомнил эту фамилию. Отец так же так и не смог четко объяснить откуда взялись такие мощные орудия. Это остается загадкой для меня до сих пор. Несмотря на то, что все едины сегодня и тогда во мнении о предотвращении артиллерией фактического разрушения Ленинграда. Не страх перед строчками, вынесенными в заголовок, приводил в действие весь маховик реформирования, а выучка и уверенность в правоте своего дела личного состава Рабоче-Крестьянского Красного Флота и Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
По сути, на мой взгляд, корпус советских морских офицеров и ученые из специальных исследовательских флотских центров совершили военно-техническую революцию, сравнимую, пожалуй, по сегодняшним меркам с неожиданным для США и коллективного Запада массовым использованием дронов в современных боевых действиях. Буду очень благодарен подписчикам и читателям, за любую информацию о боевом пути этой бригады и капитана-лейтенанта Вовк.