Рассказ о событиях в Греции и ситуации вокруг неё, которая в конце концов обернулась Наваринским сражением, будет неполным, если не остановиться на попытке создания греческого флота, способного противостоять турецкому. Эта попытка была напрямую связана с получением в 1824–1825 годах так называемых греческих займов на номинальную сумму 2,8 млн фунтов стерлингов. Напомним, что в реальности греки получили на руки в два раза меньше. Тем не менее для них это были гигантские деньги. Встал вопрос: на что их потратить? С одной стороны, в деньгах нуждалась армия — возникла идея пригласить на службу знаменитого английского генерала Чарльза Джеймса Непира. Однако по зрелом размышлении было решено нанять другого англичанина и потратить деньги на флот. Посмотрим, стоило ли оно того.
Меморандум Гастингса
Начнём с рассказа о Фрэнке Эбни Гастингсе — младшем сыне генерала британской армии, избравшем для себя карьеру на флоте. В 1805 году, будучи 11-летним юнгой на 98-пушечном линейном корабле «Нептун», он участвовал в сражении при Трафальгаре, а через десять лет в составе эскадры адмирала Александра Кокрейна — в серии сражений под Новым Орлеаном. В 1820 году на бриге «Кангару» он входил в гавань Порт-Рояла на Ямайке и удостоился резкого выговора от капитана флагманского корабля Ямайской эскадры:
«Какой болван бросил якорь так, что он спутался с нашим? Вам должно быть стыдно за себя! Проклятый идиот, кто вы?».
Гастингс передал команду своему старпому, а сам явился на флагманский корабль и в присутствии адмирала флота вызвал его капитана на дуэль. Адмирал запретил дуэли, а Гастингса просто уволил. Тот написал в Адмиралтейство, однако там подтвердили решение адмирала. Тогда Фрэнк решил поступить на службу к каким-нибудь «молодым демократиям», которые боролись за свою свободу и независимость, надеясь, что там его знания и опыт будут востребованы. В 1821 году, когда началась Греческая революция, ему представился удобный случай....