Найти в Дзене
Сбер

Как кибермошенники обманывают пожилых людей: 3 реальных истории

Пожилые люди, как правило, самые доверчивые. А ещё они с трепетом относятся к должностным лицам — сотрудникам полиции, ФСБ, банков. Этим активно пользуются мошенники, для которых такое сочетание — настоящий подарок. Они используют самые разные способы и пути, чтобы нажиться на пенсионерах. Вот три показательные истории. «Однажды мне пришло СМС от банка с кодом из четырёх цифр. Я не придала ему значения — денег я никому не переводила, ничего не оплачивала. Подумала, что это ошибка, и отложила телефон. Через пару минут пришло ещё одно сообщение, с незнакомого номера. В нём спрашивали, не получала ли я код от банка, и просили его переслать. Якобы неправильно ввели номер телефона, перепутали одну цифру, и код для входа в банковское приложение случайно ушёл мне. Я решила, что надо помочь человеку, и отправила ему этот код. Вскоре пришло сообщение о том, что с моей карты списано почти 12 тысяч рублей. Только тогда я поняла, что всё это было подстроено. Хотела выручить человека, а получилось,
Оглавление

Пожилые люди, как правило, самые доверчивые. А ещё они с трепетом относятся к должностным лицам — сотрудникам полиции, ФСБ, банков. Этим активно пользуются мошенники, для которых такое сочетание — настоящий подарок. Они используют самые разные способы и пути, чтобы нажиться на пенсионерах. Вот три показательные истории.

Галина Петровна, 64 года. Потеряла деньги, поверив сообщению от незнакомца

«Однажды мне пришло СМС от банка с кодом из четырёх цифр. Я не придала ему значения — денег я никому не переводила, ничего не оплачивала. Подумала, что это ошибка, и отложила телефон.

Через пару минут пришло ещё одно сообщение, с незнакомого номера. В нём спрашивали, не получала ли я код от банка, и просили его переслать. Якобы неправильно ввели номер телефона, перепутали одну цифру, и код для входа в банковское приложение случайно ушёл мне.

Я решила, что надо помочь человеку, и отправила ему этот код. Вскоре пришло сообщение о том, что с моей карты списано почти 12 тысяч рублей. Только тогда я поняла, что всё это было подстроено. Хотела выручить человека, а получилось, что дала себя обмануть».

Николай Иванович, 68 лет. Не распознал мошенников на другом конце провода

«Примерно месяц назад раздался звонок. Я взял трубку — звонящая девушка представилась сотрудником Пенсионного фонда. Сказала, что мне положена региональная надбавка к пенсии, и попросила проверить, поступила ли выплата на мою карту.

Я зашёл в свой личный кабинет, как меня учил сын, но новых поступлений там не было. Тогда девушка предложила мне оформить заявку на выплату — сказала, что в этом случае деньги придут сразу же, в течение нескольких минут. Я назвал данные своей карты и два кода из СМС — для оформления и подтверждения заявки. Но вместо сообщения о поступлении средств получил извещение о том, что с моей карты списано 7 350 рублей.

-2

Позвонил в банк — оказалось, что код в СМС был для входа в личный кабинет банка и подтверждения операции, а я сразу это не распознал. Карту мою заблокировали, больше мошенникам ничего не досталось. Но украденные деньги вернуть так и не удалось».

Ольга Павловна, 59 лет. Не ожидала, что мошенники могут звонить через мессенджеры

«Дети часто говорили мне о мошенниках, которые присылают СМС и звонят, рассказывая самые разные истории. Поэтому на моём телефоне давно установлен определитель номера, который сообщает мне о подозрительных звонках, а на сообщения с незнакомых номеров я не реагирую.

Но недавно я всё-таки чуть не попалась в ловушку. Мне позвонили через вайбер, который мне когда-то давно установила дочка, чтобы созваниваться бесплатно. Высветилось, что звонок от моего оператора мобильной связи. Молодой человек очень вежливо объяснил, что у моего договора скоро закончится срок действия, и если я хочу оставить номер телефона за собой, договор нужно продлить. Для этого требуется подтвердить паспортные данные, но ехать в офис не обязательно — можно сделать это через Госуслуги.

Сначала я согласилась, и мне пришло СМС-сообщение с кодом. Молодой человек попросил продиктовать его, но меня что-то остановило. Я предложила ему перезвонить через полчаса, а сама набрала номер сына, чтобы посоветоваться. Он мне и открыл глаза на эту ситуацию — сказал, что мошенники пытаются взломать мой аккаунт на Госуслугах. А там вся персональная информация. Страшно подумать, чем всё это могло закончиться».

Таких историй — огромное множество. Мошенники, манипулируя ценностями и применяя методы психологического воздействия, лишают пожилых людей их сбережений. Наша задача — защитить бабушек и дедушек от киберопасностей. О том, как это сделать, рассказали в Кибрарии.