В конце 247-го сезона на Камерной сцене им. Б.А. Покровского состоялась премьера оперы «Король» Умберто Джордано. Этот спектакль продолжил традицию постановок в Большом театре малоизвестных и редко исполняемых сочинений. По словам режиссёра-постановщика Юрия Муравицкого, даже знатоки музыкального искусства нередко удивляются, узнав о существовании этого произведения, которого — и о котором — ранее им никогда не приходилось слышать.
Мировая премьера оперы «Король», последней оперы итальянского композитора-вериста Умберто Джордано, состоялась в миланском театре Ла Скала 12 января 1929 года. Написана она была специально для Тоти даль Монте — итальянской певицы так называемой «старой школы», колоратурного сопрано. Она несколько раз и с большим успехом исполнила ведущую партию — Розалины, однако после ухода со сцены этой прославленной певицы публика быстро потеряла интерес и к этой опере.
Джордано — практически новое имя для Большого театра. (Лишь в 1897 году самая знаменитая опера композитора — «Андре Шенье» — была представлена на подмостках Большого силами итальянской труппы Дирекции Императорских театров.) О том, как выбор пал на «Короля», и о работе над постановкой рассказал дебютирующий на оперной сцене Юрий Муравицкий.
— Идея принадлежит Ирине Черномуровой. Ирина Александровна видела мои спектакли и, судя по всему, решила, что «Король» — это мой материал. Когда я услышал музыку и прочитал либретто, я понял, что она была права.
Возьмём сюжет. На первый взгляд, он может показаться незатейливым: действие разворачивается вокруг Розалины, невесты Коломбелло, охладевшей к своему жениху и перенёсшей симпатии на короля в надежде в дальнейшем «зажить королевской жизнью». Здесь мы сталкиваемся с тем, что происходит, когда человек поддаётся напрасной иллюзии, насколько опасной для него может стать одержимость этой иллюзией. Мотив жизненно важный и не зависящий от временного контекста.
Героиня вообразила нечто, во что поверила сама, и, борясь за достижение иллюзорной цели, разрушила и свою жизнь, и жизни окружающих. Сюжет, как видим, достаточно популярный и в мировом искусстве, и в жизни. Однако опера называется не «Розалина». Она называется «Король». И при ближайшем рассмотрении становится ясно, что Король в этой истории — фигура гораздо более важная и даже ключевая. Говорят, что авторы всегда пишут про себя (в том смысле, что зачастую один из персонажей произведения олицетворяет альтер эго своего создателя). Думаю, что в данном случае автор ассоциировал себя именно с Королём, не сумевшим сохранить власть над чувствами молодой девушки.
Музыкальный язык, как и сюжет, казалось бы, представляется слишком «лёгким». Полагаю, что и этот факт объясняет отсутствие «Короля» в афишах театров. Опера пронизана иронией и, я бы сказал, самоиронией — это, по большому счёту, шутка, сказка, притча. Но, как и любая притча, она несёт глубокий смысл. Джордано неспроста решил закончить свой «оперный» путь именно этим произведением. Он ведь прожил ещё около двадцати лет, но опер больше не писал. В этом определённо что-то есть.
«Король» — стилистически необычное, оригинальное сочинение. С одной стороны, оно было написано композитором-веристом, представителем поздне-романтической традиции. С другой стороны, в первой половине ХХ века в Италии уже были популярны композиторы-авангардисты «Поколения 1880-х» или, как их ещё называют, «Пять великих»: Дж. Ф. Малипьеро, И. Пиццетти, О. Респиги, А. Казелла, Ф. Альфано. Музыкальная культура того времени включала в себя и веризм, и неоклассицизм, и авангард. В этой опере в определённых процентах есть и то, и другое, и третье. Возможно, подобная смешанная стилистика — ещё одна причина, по которой её так редко ставят. «Король» — это не есть веризм в его абсолютном воплощении. Но при этом композитор-верист, конечно, не мог в одночасье отказаться от всего, что исповедовал ранее.
Я же отталкивался от отсылок к эпохе барокко, которые наличествуют в этой опере: партия Розалины написана для колоратурного сопрано, что уже говорит само за себя, а либретто начинается с указания: «Действие происходит в XVIII веке в стране, где правил Король». Это — игра со стилем, и даже не с одним. Я очень люблю барочный театр за его яркость и нарочитую условность.
Наша версия — вполне классическая. Мы не стали переносить действие в современность или, например, в будущее. Я ничего не менял в либретто, хотя небольшой сюрприз в финале всё-таки будет. Дирижёр-постановщик, Антон Гришанин, не вносил значительных изменений в партитуру.
Показы оперы состоятся 11-14 апреля 2024 г.