"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевский.
Я его перечитала. Точнее – прослушала. Сейчас. Когда мне 45. Вместе с Ваней, который в 10-м классе.
Как бы нас не триггерила фамилия "Раскольников" и фраза "Тварь я дрожащая, или право имею", скажу вам – не бойтесь перечитать, это интересно.
Я как будто другую книгу в школе изучала. Слова "проститутка" я точно не помню. И про то, что Свидригайлов – такой... нормальный мужик, тоже. А Раскольников по интеллекту и харизме вообще может конкурировать с персонажами Киану Ривза.
Но книга "Преступление наказание" мне понравилась гораздо меньше, чем "Братья Карамазовы", которую я прочитала не так давно. Всё-таки не зря последняя считается апофеозом творчества Достоевского. Она динамичнее, ярче, многограннее, волнительнее. На фоне неё "Преступление и наказание" – нудновато. Но всё равно хотелось читать без остановки.
Люблю я язык Достоевского. Чистые прямые фразы. Приятная лексика русского языка. Открыла навскидку случайную страницу:
«Настасья так и покатилась со смеху. Она была из смешливых, и когда рассмешат, смеялась неслышно, колыхаясь, трясясь всем телом, до тех пор, что самой тошно уж становилось".
Ну ведь сразу представляешь, как эта Настасья хохочет. Мы все таких людей встречали. Два предложения, а перед глазами уже нарисована картина: с деталями и эмоциями, и внешностью бабы.
И так весь текст. За этот язык очень люблю Достоевского.
Родион Раскольников оказывается такой… сильный, я бы сказала. Воспитан, образован, хорош внешне, имеет трагическую привлекательность, с большим сердцем, главное – умеет принимать решения; правильные или нет – это уже другой вопрос. Не зря вокруг него столько разных людей вьется. Он, как центр вселенной, мира, нарисованного автором, круга разных людей.
Мне было нудно в тех местах, где он с Порфирием беседовал. Вот эта их философия и психология (то, что Достоевский сильно любит,) мне не нравится.
В остальном – очень интересная история. Драма, которая может претендовать на достойную экранизацию. Персонажи яркие, характерные. Повороты линий преступления и любовных дел интересные.
Одна только Дуня чего стоит. Ведь её добиваются три мужика сразу. Она же их с ума свела. Это прямо аналог Грушеньки из "Карамазовых", только более благородный и интеллигентный. Невероятный женский магнетизм. И он ощущается через страницы книги. Хотя сама Дунечка все время где-то в тени действия. Вряд ли мы в школе говорили о ТАКОЙ женственности.
Про Соню не знаю даже как сказать. Она меня потрясла. Я, конечно, помню из школы, что она – такая меланхоличная, падшая, представляющая светлую сторону, совесть Родиона. Однако сейчас я её увидела несколько по-другому. Тут, по-моему, Фёдор Михайлович перегнул со святостью, но Соня у него – Мадонна, не меньше. Тут тебе и жертвенность, и любовь (не женщины к мужчине, в более широком смысле), и духовная стойкость, обусловленная ясностью мыслей и веры. Соня – над миром людей. Недаром Раскольников к ней тянется и боится одновременно. Это как мотылёк к горячей свечке.
Финал произвёл на меня сильное впечатление. Я вообще его не помню из школы. А он такой позитивный, воздушный, хоть и притянутый, на мой взгляд. Так я и не поняла, убедил ли Родион себя в том, что жизнь человека ценнее любых теорий. А сделать это может только он, потому как сильная личность.
Резюмирую. После изучения в школе остались ассоциации: мрачно, нудно, хлюпик, несчастная Соня, какие-то гадкие мужики рядом… Смысл книги – "Тварь я дрожащая, или право имею".
Сегодня: нормальный роман среднего размера. Довольно динамичный. Достаточно детективный и волнующий (особенно если бы не было спойлеров из детства). В книге есть свет. Послевкусие – положительное. Хоть и драма.
Попробуйте – вдруг понравится.