Найти в Дзене
Нетопырь читает Ваху

«Кровь и огонь» АДБ: армагеддец для отдельно взятого ордена

Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о повести Аарона Дембски-Боудена «Кровь и огонь». Это прямое продолжение романа «Хелсрич», главный герой — уже хорошо знакомый нам реклюзиарх Мерек Гримальд, но если в «Хелсриче» мы вместе с Гримальдом сражались с орками, то в «Кровь и огонь» выясняется, что человечество может быть врагом самому себе. Не в первый раз, конечно, но для Вархаммера это редкая тема: противостояние инквизиции и ордена астартес. Ее разрабатывал Бен Каунтер в цикле Испивающих Души, однако в случае Испивающих позиция инквов, в общем, понятна и вполне логична. Тзинчиты среди лояльных орденов, будь они хоть сто раз за Императора, — какому инквизитору такое понравится.

А вот в случае ордена Небесных Львов все выглядит по-другому.

В начале повести мы встречаем Гримальда в улье Хелсрич. Черные Храмовники готовятся отбыть с Армагеддона, чтобы продолжить погоню за орками. Гримальду тем временем подкинули стажера — молодого астартес по имени Кинерик, который, может быть, станет капелланом. И вдруг к Гримальду прибывает «Штормовой орел», — подбитый по дороге, но погибшему пилоту из Небесных Львов удается доставить сообщение. Гримальд докладывает Хелбрехту. И у него с Кинериком есть три дня, чтобы разобраться…

В Космодесанте есть невезучие ордена. Самый известный из них — Плакальщики. Но Небесные Львы недалеко от них ушли. Они прибыли ради сражения с орками на Армагеддон практически в полном составе — почти тысяча астартес. К моменту действия повести от них остается менее сотни. Их объяснения рисуют чудовищную картину предательства и саботажа. Более того, по офицерам и последнему выжившему апотекарию стреляют не орки.

А эти орки стреляют... Худ. Iwo Widulinski
А эти орки стреляют... Худ. Iwo Widulinski

Почему этим занимается Гримальд? Небесные Львы — сыны Дорна, то есть потомки того же генетического отца, что и Черные Храмовники, и Гримальда побуждает братство. Однако трудно найти более непохожие ордена. Небесные Львы — один из орденов с ярким этническим колоритом, и Дембски-Боуден придал им сходство с африканцами. По его описанию, они темнокожие. Гримальд отмечает, что это орден сказителей и сочинителей саг, которые рассказываются у костра. Как Волки? Да, но Львы имеют много своих специфических «изюминок». Одна из них — это «беззаветное братство», непринужденность и сердечность в общении друг с другом, резко отличающиеся от высокопарности и чопорности Храмовников.

Книга — своего рода рассказ в рассказе. Сначала повествование ведется от лица Гримальда. Затем эстафета переходит к Небесным Львам. Но перед этим нам поведают о том, почему Гримальд стал капелланом — о его участии в Винкульском крестовом походе, и о том, какую ошибку в этой кампании допустил инквизитор. Львы сделают свои выводы.

Их беды коренятся в одной из военных кампаний Империума. Однажды Небесные Львы побывали на храмовом мире Кхаттар, где под руководством инквизитора нужно было остановить сектантский мятеж. Астартес действовали с позиции здравого смысла, но инквизитор решил иначе; это и спровоцировало конфликт.

Капеллан ЧХ. Худ. Frost Llamzon
Капеллан ЧХ. Худ. Frost Llamzon

(Вообще злоупотребления инквизиции — не редкость в сюжетах Вархаммера. Достаточно вспомнить ситуацию в «Воинах Ультрамара» Макнилла или «Дар Императора» того же АДБ, где расправу над людьми попытались остановить Волки. Но Волки — орден Первого Основания, и с ними очень сложно иметь дело с позиции «сверху». Да, собственно, и с Небесными Львами расправились не военной и не административной силой, а с помощью коварства и саботажа).

Стоит отметить, что Небесные Львы, в отличие от тех же Волков, действовали сугубо административными методами: направляли петиции, распространяли информацию и требовали от компетентных органов расследования произошедшего.

Любопытно, как Гримальд постоянно проводит сравнения себя прежнего с собой настоящим. С виду он, вероятно, такой же сухарь, каким кажется стороннему взгляду любой ЧХ. Но сам реклюзиарх отмечает, насколько он стал человечнее, насколько лучше стал понимать людей и ценить их усилия. Очень доставляющий эпизод — когда Гримальд разговаривает с Андреем Валатоком и попутно думает, что неулучшенные люди и есть истинные люди, а ему не хватало смирения, чтобы это понять. Андрей — один из колоритных персонажей, АДБ сделал его частично комическим, и в то же время он вызывает симпатию и придает наибольшую человечность книге. А Гримальд начинает понимать чувства Андрея, в том числе даже то, что ему скучно.

Однако АДБ затрагивает и еще одну интересную тему. Часто в художке создается впечатление, что астартес существуют сами по себе, кроме Серых Рыцарей и Караула Смерти, и сами выбирают свои битвы. Но это не так. Космодесант — просто лучшие ударные войска, своего рода не ломающийся скальпель, которым вырезают то нашествие ксеносов, то мятеж. И в Империуме есть силы, которые хотели бы держать этот скальпель в руке как можно прочнее. В случае с Небесными Львами на полномочия Космодесанта покусилась инквизиция.

Магистр ордена Небесных Львов
Магистр ордена Небесных Львов

Большинство молодых читателей, конечно, предпочитает боевики про храбрых больших дядек в доспехах, которые лихо крушат все, что угрожает человечеству… ну, или Губительным Силам, если вы любитель хаоситов. Однако жанр политического детектива, где отражается грызня в верхах, ситуации, когда военные — в том числе астартес — становятся заложниками интриг высших органов власти, которые прямо злоупотребляют своими полномочиями, также востребован. И на полке от БЛ, на мой взгляд, книги этого жанра занимают совершенно недостаточное место. Их мало. Поэтому повесть АДБ имеет особую ценность.

Почему стоит читать эту повесть? Во-первых, она подводит итог Армагеддонской войне с орками. Во-вторых, она рассказывает о вещах, о которых крайне редко повествуют в БЛ-овской художке. В-третьих, она показывает духовный рост Гримальда и через этот образ ненавязчиво проповедует человечность и понимание, важность взаимовыручки и солидарности.

Иллюстрация к главе IX книги
Иллюстрация к главе IX книги

Наконец, это просто история о хороших людях. Все «плохие», все враги, вся грязь — она за кадром, в рассказах, в упоминаниях. А в самой повести честные, порядочные люди сражаются против ксеносов за планету, за честь и гордость, за человечество. И делают это с драйвом и огоньком — АДБ умеет писать боевки, когда в этом есть художественная необходимость. И спасибо ему, что он не скатывается в бессмысленное болтерпорно. В «Кровь и огонь» боевки — лишь средство, чтобы показать силу человеческого духа.