Автомобиль - средство передвижения повышенной опасности. Статистика показывает, что на дорогах страны ежегодно гибнет огромное количество людей. В высших кругах пытаются решить проблему, “проредив” количество водителей. Под удар попадают россияне старше 60 лет. Однако за последние годы многие наши сограждане просто “разучились” обходиться без личного авто. А многие живут в таких условиях, что расстояния и состояние дорог оставляют желать лучшего. И лишать их комфорта в возрасте, когда уже передвигаться пешком или на общественном транспорте просто тяжело, кощунственно. Тем более, что количество автобусных рейсов, например, до отдаленных деревень, сокращается с каждым годом. Попробуем разобраться, чего же хотят чиновники.
Что? Где? Когда?
Как это часто бывает, информация в разных источниках сильно отличается. Поэтому сказать, где правда, а где слухи, пока сложно. Известно только, что действительно такой проект разрабатывается. Аргументы в пользу запрета приводятся в основном медицинские. Чем старше человек, тем хуже у него слух, зрение, скорость реакции. Впрочем, сама понятие “старость” в 21 веке сильно изменилось. Сейчас те, кого раньше называли стариками - всего лишь пожилые, а кто-то и вовсе относится к “среднему возрасту”. Возможно, поэтому и возникают разногласия.
Так, в Северной столице “под подозрение” попадают жители старше 65 лет. Жесткого запрета, конечно, нет (это уже ущемление в правах). Но таким автолюбителям предлагают пройти внеочередную и более углубленную медицинскую комиссию. Причем, даже в случае положительной оценки здоровья, право на управление машиной они получат только на пять лет (остальные - на десять). Источники из других регионов немного “лояльнее”. Если верить им, то повышенное внимание ГИБДД будет обращено на тех, кому за 75.
Аргументы и факты
Сразу же после появления “рацпредложения” его необходимость начали пытаться оправдывать. Появились сводки, согласно которым в семи из десяти ДТП участвовали пенсионеры и пожилые граждане. А следовательно, их опасность для окружающих доказана. Любители “скрупулезных подсчетов” не учли только того, интернет хранит все данные за прошлые годы. И любознательные граждане быстро “раскопали”, что несколько лет назад подобные исследования уже проводились. И тогда наиболее распространенными нарушителями были люди 20-30 лет. А “долю пенсионеров” эксперты признали настолько мизерной, что учитывать ее не имеет смысла. И этот расклад выглядит куда более честным - ведь молодежи за рулем простое большинство. А значит, и инцидентов с ними больше по обычной математической логике. Теперь же создается ощущение, что результат подгоняется в зависимости от “курса партии”. Сегодня надо отнять водительские удостоверения у пенсионеров - вот и цифры соответствующие.
Однако несмотря на чисто возрастные изменения в организме, пенсионеры имеют ряд преимуществ перед остальными. Это в первую очередь опыт - как водительский, так и технический. Более зрелый водитель не только знает правила, чувствует габариты и не боится дороги. Он может по часто едва уловимым признакам определить поломку в своем автомобиле и избежать аварии.
Мы одни такие, или на западе не лучше?
Надо признать - ограничения для пожилых граждан водятся повсеместно. Европейский Союз - не исключение. Однако там предусматривается постепенное сокращение срока действия водительского удостоверения. Если тебе исполнилось 60, значит, на следующую комиссию следует явиться через семь лет. 70-тилетнему придется прийти в медицинское учреждение через пять лет, а 80-тилетнему - всего через два года.
В Болгарии законы жестче. Все водители, которым исполнилось 65, получают права на более короткий срок, чем их молодые сограждане. А вскоре и вовсе будут вынуждены проходить обязательную психологическую экспертизу. Эти же нормы будут действовать на территории ЕС. Жители Болгарии относятся к новшествам негативно и считают такие правила дискриминационными, однако ничего поделать не могут.
В Великобритании подход разумнее. Здесь пенсионеру после 75 не намекают, что ему “пора голубей на лавочке кормить”, а всего лишь приглашают сдать тест на знание ПДД. Ведь за долгие годы правила не раз менялись, а некоторые граждане, особенно нечасто выезжающие на трассу, так консервативны. В Соединенных Штатах 80-летнему водителю предлагают внеочередную проверку зрения. Заметьте, Проверки начинаются значительно позже, чем в России.
Раньше всех начинают беспокоиться о безопасности движения в Италии. Для тамошних автомобилистов более частые медицинские комиссии начинаются уже с 50 лет. Может, это и имеет смысл. Хотя, уровень жизни итальянцев таков, что вряд ли в столь молодом возрасте они “обрастают болячками”.
Закон что дышло…
Громко вещая о “потенциальной безопасности” на дорогах без пенсионеров, власти умалчивают важный факт. Ни один нормативный документ не озвучивает предельный возраст, в котором можно садиться за руль. Зато Конституция обещает равные права всем, независимо от пола, возраста, расы и прочего. Сложившаяся ситуация очень похожа на дискриминацию. Впрочем, Любые законы в РФ переписываются очень легко.
Стоит также отметить, что если уж беспокоиться о безопасности, то стоит обратить внимание на качество медицинских обследований. Не секрет, что справку во многих местах можно купить. В результате за рулем оказываются неуравновешенные или обладающие специфическими заболеваниями люди. А ведь они опасны для других участников движения в любом возрасте.
В целом можно сказать, что инициатива достаточно спорная. Остается только принять и привыкнуть. А что вы думаете по поводу идеи? Пишите в комментариях под постом!