Собираясь в Рязань, мы с женой сразу решили, что в исторический музей пойдём обязательно. Ну а что? О Рязани мы знаем не так уж и много, пусть и находится она прямо под боком. А где ещё услышать качественный рассказ об истории города, как не в музее?
Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник находится на территории Рязанского кремля. Точнее, музеем-заповедником является вся территория кремля (и не только), а исторические экспозиции расположены в различных зданиях кремля и за его пределами.
Скоро музей переедет из кремля (который вроде как переходит в распоряжение епархии) в новое просторное здание. Так что торопитесь посетить экспозиции кремля, пока они находятся в исторических зданиях.
Да, экспозиций здесь хватает! Здесь можно узнать и про Российское воинство, и про старинные головные платки, и про комсомол, и про космос, и про резьбу, и про доисторические времена.
Но меня больше всего заинтересовала «базовая» историческая экспозиция «От Руси к России», которая располагается во Дворце Олега.
- Друзья, что такое Дворец Олега и почему он не имеет отношения к Олегу, вы можете почитать в моей статье про Рязанский Кремль
В первую очередь она заинтересовала меня тем, что именно здесь хранится легендарный посох Александра Пересвета — одного из двух иноков, отправленных Сергием Радонежским в помощь Дмитрию Донскому во время Куликовской битвы.
До пострига в монахи Пересвет был брянским боярином, и я, как уроженец Брянска, не мог пропустить такой исторический артефакт.
Но к посоху мы вернёмся в конце.
Итак, выставка «От Руси к России».
Строго говоря, эта экспозиция мало чем отличается от любой другой экспозиции любого другого краеведческого музея. Экскурсовод водит вас из зала в зал, погружая в историю — от древнейших времён до новейшего времени.
Мне, конечно же, больше всего интересна именно древняя история — вот эти вот все глиняные черепки, ржавые топоры, украшения.
Украшениям (ювелирному делу) посвящена значительная часть выставки, которая меня невероятно впечатлила.
Это ж надо представить, друзья, в те далёкие времена, когда наши предки ещё жили за деревянными частоколами, мылись раз в неделю и платили дань монголам, они в совершенстве владели такой невероятной техникой работы с металлом, как скань!
Вы только посмотрите на эти работы!
Почему сейчас нет украшений в технике скани? Как так произошло, что сейчас «крутыми» украшениями считаются изделия из абсолютно гладкого полированного золота, да ещё и покрытого родием? Что в этом такого уж примечательного?
Ведь скань смотрится в разы интереснее, богаче и трудозатратнее, чем простое литье!
В общем, коллекция древних ювелирных украшений здесь может и меньше, чем в какой-нибудь Костроме или Суздале, но не менее впечатляющая.
Помимо ювелирных, представлено много изделий гончарного или кузнечного дела — о них тоже подробно рассказывают на экскурсии, объясняя, как изменялась техника и росла сложность продукции.
Был рад увидеть среди экспонатов вот такого бронзового трёхносого идола (да, это носы, а не уши) — редкое свидетельство нашего языческого прошлого.
Разумеется, не обходится музей и без макета древней Рязани. Интересно узнать, как развивался город и как жили наши предки.
На экскурсии можно услышать увлекательный рассказ об истории города. В частности, узнать, что нынешняя Рязань стала называться Рязанью только после того, как монголы во главе с Батыем сожгли настоящую Рязань, которая теперь называется Старой и не существует.
Этому событию посвящена небольшая диорама с озвучкой и со звуковыми и световыми эффектами. Она не слишком впечатляет, но 300 рублей с группы за просмотр отдать придётся.
Моей любимой теме холодного оружия посвящено всего пара витрин. К сожалению всё, кроме, по-моему, одного копья, современные копии.
Зато есть вроде как настоящая кольчуга Олега Рязанского. Висит рядом с его же бюстом.
На этом моменте интересная мне часть экспозиции плавно подходит к концу и заканчивается макетом Переславля Рязанского — города, который, собственно, и превратился в ту Рязань, по которой мы сегодня ходим, когда Старая Рязань была уничтожена.
Собственно, эта территория уже неплохо узнаётся в очертаниях нынешнего кремля — даже какие-то храмы уцелели.
Ну а дальше идёт история уже более поздних веков. Здесь тоже много интересного, но меня, искушённого краеведческими музеями путешественника, такими вещами, как драгоценная посуда, дамские платья, первые печатные книги и всякие шкатулки, не удивить.
Но кое-что меня всё-таки удивило. Например, история о том, что писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин какое-то время был вице-губернатором Рязани.
Приехал Салтыков-Щедрин в Рязань и стал в свойственной ему манере пытаться искоренить коррупцию. Местным чиновникам это не понравилось, они настрочили какой-то донос, и писателя перевели на ту же должность в Тверь.
Продержался на посту вице-губернатора Рязани Михаил Евграфович чуть больше года. В музее представлен его гипотетический рабочий кабинет.
В общем, всё хорошо в рязанском историческом музее — здесь стоит и экскурсию послушать, и самостоятельно побродить, разглядывая всякие серебряные миски и древние Евангелия.
Всё, да не всё, друзья. И тут я немного не понял.
С одной стороны, экскурсовод «жаловалась» на тесноту музейных залов и невозможность выставить больше экспонатов из запасников. А с другой, переезжать в новое здание они тоже желанием не горят.
Чего хотят, я так и не понял.
Но вообще, экскурсовод нам попалась замечательная! Молодая, но очень знающая девушка. Рассказывала не бубнящим голосом и заученными фразами, а, как и полагается — в манере обычного разговора.
Собственно, это и было похоже не на скучную лекцию, а на разговор эрудированных людей — я думаю, так и должен работать экскурсовод.
Ну что ещё сказать, друзья…
Ах да! Посох Пересвета!
Признаюсь честно, я не верил, что деревянный (а если точнее, яблоневый) посох XIV века мог дойти до наших дней. Это ж дерево — оно гниёт!
Собственно, про этот посох я уже читал задолго до нашего посещения музея. И всё про него узнал. Мне было до жути интересно, будет ли экскурсовод утверждать, что это действительно 650-летний посох или… расскажет правду.
Она сказала правду, друзья! Что делает её ещё больше чести!
На самом деле какое-то время назад от этого посоха отколупали щепку и отправили на экспертизу в какую-то крутую лабораторию в Германии.
И анализ показал, что посох этот… XVII—XVIII века, но никак не XIV. То есть это никак не может быть настоящим посохом Александра Пересвета.
Ну так он теперь так и не называется. Просто "посох".
Это может быть копией, изготовленной вместо испортившегося или утерянного оригинала, или просто старинным деревянным посохом, никак не связанным с легендарным иноком.
Впрочем, и этому посоху приписывают чудодейственные силы — говорят, если его погрызть, то он лечит зубную боль. Вера в чудо подтверждается следами зубов на рукояти посоха.
В общем, экспозиция классная, друзья, а экскурсовод ещё лучше! Будете в Рязани, обязательно сходите в исторический музей.
Стоит это недорого: входной билет 250 рублей с человека, индивидуальная экскурсия 2000 рублей с группы. Сходите, не пожалеете!
- А если соберётесь посетить экскурсию не только по музею, но и по самой Рязани и по другим городам, ищите её на Трипстере! (Реклама. Tripster Ltd. ИНН CY 10394908R)