Найти в Дзене
Art Witch

Невьянская икона: возрожденный промысел

Невьянская икона – одна из жемчужин Уральского региона. Яркая, декоративная школа иконописи была открыта исследователями совсем недавно – в ХХ веке. Сейчас это направление старообрядческой иконы вызывает живой интерес у искусствоведов и коллекционеров. История появления После реформы патриарха Никона в 1650-1680 годах не принявшие нововведения раскольники были подвержены гонениям и вынуждены были уезжать в отдаленные регионы. Так Урал стал одним из старообрядческих центров. Уже в Петровское время в г. Невьянске, основанным Никитой Демидовым, образовались старообрядческие иконописные мастерские. К Невьянской иконе относятся не только изографы, работавшие в самом городе, но и иконописные мастерские, размещавшиеся по всему Уральскому хребту. Практически все ведущие промышленники, на которых ориентировались иконописцы, не приняли церковную реформу. В этом заключается один из главных парадоксов истории – промышленность в России строили люди, которые противились европеизации и старались сох
Оглавление

Невьянская икона – одна из жемчужин Уральского региона. Яркая, декоративная школа иконописи была открыта исследователями совсем недавно – в ХХ веке. Сейчас это направление старообрядческой иконы вызывает живой интерес у искусствоведов и коллекционеров.

Патриарх Никон. Парсуна XVII века
Патриарх Никон. Парсуна XVII века

История появления

После реформы патриарха Никона в 1650-1680 годах не принявшие нововведения раскольники были подвержены гонениям и вынуждены были уезжать в отдаленные регионы. Так Урал стал одним из старообрядческих центров. Уже в Петровское время в г. Невьянске, основанным Никитой Демидовым, образовались старообрядческие иконописные мастерские. К Невьянской иконе относятся не только изографы, работавшие в самом городе, но и иконописные мастерские, размещавшиеся по всему Уральскому хребту.

Практически все ведущие промышленники, на которых ориентировались иконописцы, не приняли церковную реформу. В этом заключается один из главных парадоксов истории – промышленность в России строили люди, которые противились европеизации и старались сохранить древние традиции.

Одним миром мазаны

Икона всегда отражает мировоззрение заказчиков, и в традиционные схемы изображений вносились изменения. Для старообрядцев самой главной была идея соборности, общности, именно поэтому лики не имеют индивидуальных особенностей, а многофигурные композиции встречаются чаще, чем единоличные изображения святых.

Отечество. Невьянская икона XVIII века.
Отечество. Невьянская икона XVIII века.

Одна из чтимых именно в старообрядческой традции икон — "Отечество". Никон запретил изображать Бога-Отца, так как никто из живущих не земле не мог познать его сущность. Однако до этого на Руси писали вот такие "троицы", которые визуализировали главную идею православия о том, что бог един в трех лицах. Бог-Отец изображался в образе старца с нимбом из двух пересеченных ромбов, Иисус восседал у него на коленях, анад его головой — Святой дух. Трон поддерживали херувимы и серафимы.

Колорит Невьянской школы живописен и декоративен: нежный земляничный и киноварно-алый, холодный малиновый, розово-лиловый и пурпурный. Богата палитра зеленого и синего с нюансами голубовато-зеленых тонов. Такие яркие цвета и новые оттенки иконописцы получили благодаря тому, что начали использовать минеральные пигменты, добыча которых начала развиваться в XIX веке. Из-за нового химического состава красок невьянские иконы не подвергаются влиянию времени. Любопытно, что на Урале иконы писали только темперными красками, поскольку очень строго следили за соблюдением древнего канона.

Тонкое узорочье и система символов

Невьянцы использовали технику сплошного золочения – листовое золото наносилось на полимент (красно-коричневую краску), который придавал золоту ровный теплый тон. Золотые детали могли украшаться гравировкой, черневым узорочьем. Из-за обилия отражающих деталей икона становилась сакральным источником божественного света.

Рождество Христово. Невьянск, мастерская Богатыреых. Конец XVIII века
Рождество Христово. Невьянск, мастерская Богатыреых. Конец XVIII века

Протопоп Аввакум, идеолог старообрядцев, критиковал иконы Симона Ушакова за «живоподобность». Именно поэтому невьянские мастера сильно стилизовали изображение и стремились уйти от реализма, сделав акцент на декоративности. Художники подробно прописывали орнаменты на тканях, а иногда даже инкрустировали иконы настоящим жемчугом, драгоценными камнями.

Художественные стили, получившие распространения в XVIII-XIX веках также повлияли на невьянскую икону. Влияние барокко прослеживается в использовании золотых картушей, тронов из золотых завитков, классицизма – в античных портиках иконостасов. Обращение изографов к современным стиля, модным при императорском дворе, объясняется желанием купцов и промышленников приобщиться к аристократической дворянской культуре. Тем не менее иконы не стали религиозными картинами, как это произошло в западной традиции. Каждый изображенный предмет в иконе по-прежнему является символом. Например, пещера символизирует сакральное убежище, модель вселенной; Вифлеемская пещера – «мир, пораженный грехом по вине человека, в котором воссияло солнце правды»; античные руины – языческий мир; гористый ландшафт – горнее, духовное начало; своды и арки интерьеров – небесные своды.

София — Премудрость Божия. Невьянская икона XVII века
София — Премудрость Божия. Невьянская икона XVII века

Уральские мастера создавали не только писаные на дереве образы, но и медные литые иконы, которые в XVIII веке запретила официальная церковь. Считалось, что объемные композиции изображают святых слишком натуралистично и осязаемо, да и вообще напоминают о языческих идолах. С точки зрения богословов это принципиальный вопрос, поскольку ацент на человеческой природе делался в католическом искусстве, в то время как для православия было важно лишь духовная природа. Однако на Урале литые иконы продолжили создавать — их делали в технике перегородчатой эмали и огневого золочения (растворенное в ртути высокопробное золото прокаливали до испарения ртути).

Литая икона с Распятием, 1811 г.
Литая икона с Распятием, 1811 г.

Возрождение промысла


Сохранением и изучением этого необыкновенного уральского промысла занимаются Дом Невьянской иконы (г. Невьянск), Музей Невьянской иконы (г. Екатеринбург), в котором хранится более 700 икон, написанных за боолее чем двухсотлетнюю историю этого направления. Восстановлением уникального художественного стиля, одившегося на уральской земле занимается фонд «Возрождение невьянской иконы и народных художественных промыслов».

Еще больше статей об искусстве и разных художественных традициях Вас ждет на моем канале!

Более подробно: читайте в моей статье для журнала DEL`ARTE Magazine