Невьянская икона – одна из жемчужин Уральского региона. Яркая, декоративная школа иконописи была открыта исследователями совсем недавно – в ХХ веке. Сейчас это направление старообрядческой иконы вызывает живой интерес у искусствоведов и коллекционеров.
История появления
После реформы патриарха Никона в 1650-1680 годах не принявшие нововведения раскольники были подвержены гонениям и вынуждены были уезжать в отдаленные регионы. Так Урал стал одним из старообрядческих центров. Уже в Петровское время в г. Невьянске, основанным Никитой Демидовым, образовались старообрядческие иконописные мастерские. К Невьянской иконе относятся не только изографы, работавшие в самом городе, но и иконописные мастерские, размещавшиеся по всему Уральскому хребту.
Практически все ведущие промышленники, на которых ориентировались иконописцы, не приняли церковную реформу. В этом заключается один из главных парадоксов истории – промышленность в России строили люди, которые противились европеизации и старались сохранить древние традиции.
Одним миром мазаны
Икона всегда отражает мировоззрение заказчиков, и в традиционные схемы изображений вносились изменения. Для старообрядцев самой главной была идея соборности, общности, именно поэтому лики не имеют индивидуальных особенностей, а многофигурные композиции встречаются чаще, чем единоличные изображения святых.
Одна из чтимых именно в старообрядческой традции икон — "Отечество". Никон запретил изображать Бога-Отца, так как никто из живущих не земле не мог познать его сущность. Однако до этого на Руси писали вот такие "троицы", которые визуализировали главную идею православия о том, что бог един в трех лицах. Бог-Отец изображался в образе старца с нимбом из двух пересеченных ромбов, Иисус восседал у него на коленях, анад его головой — Святой дух. Трон поддерживали херувимы и серафимы.
Колорит Невьянской школы живописен и декоративен: нежный земляничный и киноварно-алый, холодный малиновый, розово-лиловый и пурпурный. Богата палитра зеленого и синего с нюансами голубовато-зеленых тонов. Такие яркие цвета и новые оттенки иконописцы получили благодаря тому, что начали использовать минеральные пигменты, добыча которых начала развиваться в XIX веке. Из-за нового химического состава красок невьянские иконы не подвергаются влиянию времени. Любопытно, что на Урале иконы писали только темперными красками, поскольку очень строго следили за соблюдением древнего канона.
Тонкое узорочье и система символов
Невьянцы использовали технику сплошного золочения – листовое золото наносилось на полимент (красно-коричневую краску), который придавал золоту ровный теплый тон. Золотые детали могли украшаться гравировкой, черневым узорочьем. Из-за обилия отражающих деталей икона становилась сакральным источником божественного света.
Протопоп Аввакум, идеолог старообрядцев, критиковал иконы Симона Ушакова за «живоподобность». Именно поэтому невьянские мастера сильно стилизовали изображение и стремились уйти от реализма, сделав акцент на декоративности. Художники подробно прописывали орнаменты на тканях, а иногда даже инкрустировали иконы настоящим жемчугом, драгоценными камнями.
Художественные стили, получившие распространения в XVIII-XIX веках также повлияли на невьянскую икону. Влияние барокко прослеживается в использовании золотых картушей, тронов из золотых завитков, классицизма – в античных портиках иконостасов. Обращение изографов к современным стиля, модным при императорском дворе, объясняется желанием купцов и промышленников приобщиться к аристократической дворянской культуре. Тем не менее иконы не стали религиозными картинами, как это произошло в западной традиции. Каждый изображенный предмет в иконе по-прежнему является символом. Например, пещера символизирует сакральное убежище, модель вселенной; Вифлеемская пещера – «мир, пораженный грехом по вине человека, в котором воссияло солнце правды»; античные руины – языческий мир; гористый ландшафт – горнее, духовное начало; своды и арки интерьеров – небесные своды.
Уральские мастера создавали не только писаные на дереве образы, но и медные литые иконы, которые в XVIII веке запретила официальная церковь. Считалось, что объемные композиции изображают святых слишком натуралистично и осязаемо, да и вообще напоминают о языческих идолах. С точки зрения богословов это принципиальный вопрос, поскольку ацент на человеческой природе делался в католическом искусстве, в то время как для православия было важно лишь духовная природа. Однако на Урале литые иконы продолжили создавать — их делали в технике перегородчатой эмали и огневого золочения (растворенное в ртути высокопробное золото прокаливали до испарения ртути).
Возрождение промысла
Сохранением и изучением этого необыкновенного уральского промысла занимаются Дом Невьянской иконы (г. Невьянск), Музей Невьянской иконы (г. Екатеринбург), в котором хранится более 700 икон, написанных за боолее чем двухсотлетнюю историю этого направления. Восстановлением уникального художественного стиля, одившегося на уральской земле занимается фонд «Возрождение невьянской иконы и народных художественных промыслов».
Еще больше статей об искусстве и разных художественных традициях Вас ждет на моем канале!
Более подробно: читайте в моей статье для журнала DEL`ARTE Magazine