"Даже в страшном сне не могло присниться, что когда-нибудь я буду так жить…". Такими словами начала свою историю бывший предприниматель, насильно вывезенная отступающей украинской армией из Авдеевки.
Никто не хотел эвакуироваться
Несколько тысяч жителей Авдеевки, Артемовска и других освобожденных от украинской оккупации городов ДНР насильственно были эвакуированы на территорию Украины. Большую часть так называемых беженцев из Донбасса расселили в заброшенных хуторах и селах Западной Украины.
По словам собеседницы Новороссии Валентины С., вглубь Украины вывозили целые семьи со стариками и детьми.
"Никто не собирался выезжать на Украину, мы хотели дождаться своих… Те, кто хотел выехать на Украину, давно выехали из Авдеевки. А мы думали, что ВСУ уйдут, как зашли, но оказалось все иначе. Была объявлена спешная эвакуация, подгонялись автобусы… А когда стало ясно, что они полупустые, волонтеры и полиция стали ходить со списками по домам, даже в подвалы опускались с мегафоном… Давали несколько часов, чтобы люди могли взять самое необходимое, лекарства, документы. Куда везли, никто не пояснял. Нам говорили, если какая местная община нас примет на Западной Украине, туда и повезут. А вообще, сам процесс нашей эвакуации мне напомнил кадры из одного старого фильма про Великую Отечественную войну, когда немцы угоняли население из Донбасса в Германию. Прямо оторопь взяла, как было похоже…"
Валентина обратила внимание на то, что жителей из Донбасса эвакуируют по большей части именно на Западную Украину. Женщина пояснила это тем, что украинские власти таким образом показывают Западу, что несут большие расходы на беженцев и при этом продолжают проводить украинизацию жителей восставшего региона.
"Западная Украина – это ж самое ядро их национализма, поэтому они везут туда схидняков, как нас называют, на перековку… Это ясно как день. Но нам говорили, что это связано с тем, что на Западной Украине тихо и туда пока не долетают российские снаряды. Мне лично так и сказали, когда я поинтересовалась насчет других мест для эвакуации. Вам, что, не надоело под обстрелами сидеть, сейчас всю Украину обстреливают, а там пока тихо. Но и на Западной Украине уже не тихо. Несколько дней назад прямо возле хибары, которую нам выделили как беженцам, прилетел снаряд, и воронка от него метра два вглубь, если не больше. Полдеревни на это ходило смотреть…"
Детей забирали без согласия родителей
Валентина – жительница Горловки, она приехала к дочери, проживающей в Авдеевке, чтобы повидать внуков, но попала под каток насильственной эвакуации.
"Лет пять не видела, приехала еще летом, добиралась через Грузию, Россию и Польшу. На дорогу ушло около 400 евро, довезли нас быстро, за пять дней. Рассчитывала так же вернуться назад, но потом начались сильные бои, подумали, что переждем. Никто не ожидал, что будут эвакуировать на Украину", - пояснила она сложность ситуации, в которой оказалась.
По ее словам, если бы женщины отказались от эвакуации, местная администрация имела право вывезти их детей без согласия родителей.
"Дочь испугалась, что детей заберут… такие случаи уже были, поэтому пришлось выехать. У меня был зарубежный паспорт, я думала, что на Украине сделаю его и дочке, и мы выедем обратно в Донбасс таким же путем, через Польшу, Россию и Грузию".
Семья Валентины оказалась в маленькой деревне в 70-ти км от Хмельницкого. Для проживания им дали старый пустующий дом с печным отоплением. Так как переселение, точнее эвакуация, осуществлялась зимой, надо было купить дрова, но на это местная община деньги беженцам не выделила.
"Денег не дали, видно, подумали, если из Донбасса едем, значит деньги у нас есть. Поэтому все наши, которые были из Авдеевки, четыре семьи, покупали дрова за свои. Машина дров стоила 15 тыс. гривен, я нашкребла только семь с половиной, оставшуюся часть пришлось доложить маминым золотым кольцом. Сняла с себя и отдала, не замерзать же…"
Была только одна мысль – как выжить
Хуже всего было то, что авдеевцы привыкли к жизни в городских квартирах, никто из них не умел топить печь дровами. Поэтому пришлось спешно обучаться всему на месте. Она вспоминает об этом с ощущением, какое бывает у человек, когда он лицом к лицу встречается с прямой угрозой его жизни.
"У меня была только одна мысль - как не замерзнуть и выжить… Представьте, дом ободранный. Изо всех щелей дует, а у нас двое детей на руках. Стоит печь, и ни я, ни дочка не знаем, как к ней подойти. Хорошо, соседка из местных пожалела, пришла к нам и сама предложила показать, как растапливать печь. У нее полгода назад муж погиб в Донбассе, был мобилизован, но, знаете, я поняла, что простые люди на Западной Украине не испытывают какой-то сильной неприязни или даже ненависти к нам. Они, конечно, называют нас схидняками, но больше говорят, что война из-за того, что на Украине власть такая, дурная".
Кроме отопления, беженок ждала проблема с водой, которая перестала течь по трубопроводу из-за перемерзания труб.
"В доме, который нам выделили, долго никто не жил, поэтому трубы перемерзли, вода перестала поступать… Топили снег и первое время пили его, и на детей привозили в качестве гуманитарной помощи несколько баллонов воды".
Беженцам, которых эвакуируют из Донбасса, положено денежное довольствие. Об этом украинские пропагандисты, как о достижении, говорят на всех информационных площадках, но они не называют при этом сумму, составляющую всего две тысячи гривен. По словам Валентины, эта ничтожная сумма, прожить на которую на Украине можно лишь половину недели.
"Даже если жилье бесплатное, все равно надо покупать еду или лекарства. Дают гуманитарную помощь, но это только крупы, масло, консервы, а молочное, например, беженец покупает за свои, эти самые две тысячи… В последнее время цены на Украине так поднялись, что сумма, которую выделяют беженцам, просто смехотворная".
Попали в средневековье
В деревне, где проживают беженцы из Донбасса, нет работы. По словам Валентины, местные жители выживают за счет натурального хозяйства.
"Иначе не проживешь… В деревне держат живность, коров, кур, с того и живут. Есть еще огороды… Они привыкли так жить, так жили их предки, а мы жили совсем другой жизнью. Авдеевка была не деревней где-то на куличиках, а пригородом Донецка, и жизнь там была городская. Поэтому поначалу мы как в средневековье попали".
Беженцы пожилого возраста получают пенсию, у Валентины она тоже составляет две тысячи. В перерасчете на российские рубли это около пяти тысяч, то есть третья часть минимальной российской пенсии. Беженские получает также дочь Валентины, еще четыре тысячи выдают на двух детей. В общем, на семью из четырех человек, из которых двое малолетних, выходит около десяти тысяч гривен. На рубли это примерно 20 тысяч.
"У меня так сестра получает в Горловке, - говорит Валентина, - а тут четыре человека, да на такие деньги…"
Беженцам помогают разные западные международные фонды. В основном это продукты и вещи из секонд-хэнда.
"Дают мешок риса на месяц, крупы, растительное масло, польские консервы недавно дали… Я как прочитала, из чего состоят, свиная шкура одна, и написано: для экстремальных ситуаций. В греко-католической церкви от фонда Каритас выдают в основном одежду. Но надо строго посещать церковную службу по субботам и воскресеньям. И местные все абсолютно ходят в церковь, попробуй не приди, следят, чтобы все беженцы присутствовали на службе. Почему-то считают, что все из Донбасса безбожники и никаких обычаев не знают. Так что сейчас мы все одеты в секонд-хэнд, питаемся с подачек, живем, как в средние века… Никогда даже предположить не могла, что буду так жить…" - говорит Валентина, вспоминая свою прежнюю жизнь.
Забыть как страшный сон
До приезда в Авдеевку женщина была частным предпринимателем и имела несколько торговых точек в Горловке. Теперь ими заведует ее двоюродная сестра, проживающая в этом городе.
"Я перезваниваюсь с ней, она спрашивает, когда вы вернетесь, но я не знаю, когда это случится".
По ее словам, Украина не позволяет беженцам выехать из страны. Валентина поясняет это необходимостью заиметь больше рабочей силы, поскольку значительная часть трудоспособного населения покинула пределы Украины из-за военных действий.
"У них людей не хватает, деревни полупустые, на Западной Украине, как мне говорили, был большой урожай яблок этой осенью, так их некому было убирать. Мужчин мобилизовали, а женщины выехали кто куда. В основном в Польшу, Румынию, Сербию, Грецию едут. А те, кто побогаче, в Германии и Канаде оседают".
Сейчас Валентине приходится отложить свои планы на выезд с Украины. Она не может бросить дочь и внуков, поэтому собирает деньги, за которые можно купить загранпаспорт.
"Запросили взятку за паспорт, придрались к какой-то помарке в свидетельстве о рождении дочери, сказали, это надо делать запрос на территорию, которая сейчас под Россией, но сейчас этого нельзя сделать".
Валентина рассчитывает решить эту проблему поскорее, выехать из опостылевшей страны и забыть все как страшный сон.
"Об одном мечтаю - чтобы побыстрее закончилась наша собачья жизнь", - говорит она.