60 подписчиков

Чарлз Диккенс «Большие надежды» - чтобы быть, а не казаться

Друзья, привет.

Вспомнила про Диккенса, в связи с поднимаемой книжными блогерами темой книг для подростков. Вспомнила не раз читанную именно в школьные годы «Большие надежды» и… перечитала. Вот, если бы такую классику рекомендовала школьная программа! У неё было бы гораздо больше шансов быть понятой, стать близкой, потому что это действительно вне времени, а, значит актуально и невероятно интересно.

Если вы думаете, что этот роман то же, что и «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь Дэвида Копперфилда» или «Рождественская песнь» и я, захлёбываясь от восторга, буду рассказывать о подобных мытарствах, то нет (это хорошие глубокие книги, но не о них сегодня), это совершенно другое. Хотя и мытарства и сиротка будут, всё же это другой Диккенс, другая грань его таланта с которой стоит познакомиться.

Чарлз Диккенс «Большие надежды»

Роман — взросление, где первая любовь рождает в маленьком деревенском мальчике мечту стать настоящим джентльменом. Ибо только так он может заслужить внимание его амбициозной «прекрасной дамы». А потом, эта тайная мечта перерождается в большие надежды, которые на поверку оказываются иллюзией, им же самим и придуманной.

Моя книга)
Моя книга)

Пип — смышлёный, наблюдательный, восприимчивый, впечатлительный, эмоциональный мальчик-сирота, живущий на попечении замужней, но бездетной старшей сестры.

«Моя сестра миссис Джо Гарджери была меня старше более чем на двадцать лет и заслужила уважение в собственных глазах и в глазах соседей тем, что воспитала меня «своими руками». Поскольку мне пришлось самому додумываться до смысла этого выражения и поскольку я знал, что рука у неё тяжёлая и жёсткая и что ей ничего не стоит поднять её не только на меня, но и на своего мужа, я считал, что нас с Джо Гарджери обеих воспитали «своими руками».
Моя сестра была далеко не красавица; поэтому у меня создалось впечатление, что она и женила на себе Джо Гарджери «своими руками».

Пип часто ходит на могилу своих родителей. И вот однажды на кладбище он встречает странного типа.

- Ты мне достанешь подпилок. - Он тряхнул меня. - И достанешь жратвы. - Он снова тряхнул меня. - И принесёшь всё сюда. - Он снова тряхнул меня. - Не то я вырву у тебя сердце с печёнкой. - Он снова тряхнул меня.
Я был до смерти перепуган, и голова у меня так кружилась, что вцепился в него обеими руками и сказал:
- Пожалуйста, сэр, не трясите меня, тогда меня, может, не будет тошнить и я лучше пойму.

Эта встреча стала первым звеном в цепи невероятных событий, но именно о ней Пип постарался забыть в первую очередь.

О чём книга

Здесь раскрываются такие темы, которые очень трудно объяснить молодым людям так, чтобы стало понятно и запало в душу. Потому что слова будут казаться высокопарными, напыщенными, а тут — урок преподнесён самой жизнью… Никакой напыщенности. Никакой щепетильности.

О деньгах и умении ими распоряжаться. О благородстве.

Быть а не казаться.

Когда в угоду предвзятому отношению, этикету противопоставляется искренние человеческие чувства, заставляя стыдится.

«Бесконечно тяжело стыдится родного дома».

Чем пришлось пожертвовать Пипу ради мечты и насколько необходима была эта жертва? Какое место в жизни занимает сочувствие и благодарность? Как всё это соотносится с любовью и все ли умеют любить?

Эти темы насущные даже для взрослых. Но в 14-16 лет, когда кровь особенно горяча и пожар готов вспыхнуть в любую минуту, согласитесь, они особенно становятся остры и актуальны.

Когда я ещё сомневалась, попался мне отзыв на эту книгу, в котором говорилось, что интересно, но много места уделено банальностям типа обеда с Престарелым. Друзья, кто читал, наверняка помнит о ком речь. И если сердце человека не наполняется сладкой приятной тяжестью (может это значит умиляется?), а принимает это за скучную банальность, то… Читать, читать пока совсем не очерствели.

Мисс Хэвишем раскаялась, что воспитала Эстеллу с «ледяным сердцем», но было уже очень поздно. Простите за эмоции.

Что ещё может понравится

Ирония и фирменный диккеновский юмор. Он как музыка. Помните, в фильмах, что бы подчеркнуть важность момента, пускают соответствующую музыку. Так и тут. Пока всё путём - музыка звучит.

Простота и ясность изложения непреложных истин в захватывающем сюжете. Талантливо. Больше мне сказать нечего.)

Разве что ещё одну цитату из книги.

«Так всю жизнь мы совершаем самые трусливые и недостойные поступки с оглядкой на тех, кого ни в грош не ставим».

Что скажите?

Присоединилась к марафону «Подростковые книги, которые полюбят взрослые»

ОРГАНИЗАТОРЫ: «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Имхи и омги», «Книжная полка Джульетты», «Книжный мякиш», «чопочитать».

Будьте здоровы и Хорошего вам настроения! 😉❤