Мониторинг пассажирских перевозок – это важный мощный инструмент повышения рентабельности и безопасности. В этой статье мы рассмотрим, как работает мониторинг пассажирских перевозок, какие технологии используются, а также какие устройства и системы могут быть задействованы.
Основными устройствами контроля пассажирского транспорта являются:
- видеорегистраторы и камеры соответствующие ПП РФ 969 от 26.09.2016 г.
- устройства ГЛОНАСС ПП РФ 2216 от 22.12.2020 г.
- датчики пассажиропотока на входе и выходе
- устройства контроля внимания водителя (DSM, MDAS)
- устройства помощи водителю (ADAS)
Видеоконтроль
Современные системы видео регистрации передают в онлайн режиме виде обстановку внутри и вне автобуса и имеют внутренний диск для записи информации со всех установленных камер. Рабочее место диспетчера системы видеоконтроля помимо онлайн трансляции позволяет скачать записанный архив виде обстановки за любой период, при условии его сохранения на внутренний диск видеорегистратора.
Видеоинформация используется как для разбора нештатных ситуаций в салоне или ДТП, так и для анализа выполнения транспортной работы.
Оснащение а/м системой видео регистрации является обязательным в соответствии с ПП РФ №969 от 26.09.2016 г..
Устройства ГЛОНАСС
Спутниковые устройства контроля местонахождения для пассажирского транспорта — терминалы ЭРА-ГЛОНАСС — прямо-передающие устройства осуществляющие передачу информации о местонахождении транспортной единицы в диспетчерскую автопарка и в систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Основная функция системы — обеспечение и контроль корректного исполнения контракта на перевозку пассажиров на обслуживаемом маршруте.
Оснащение а/м системой ЭРА-ГЛОНАСС является обязательным в соответствии с ПП РФ №2216 от 22.12.2020 г..
Датчики пассажиропотока
Устройства ГЛОНАСС могут дополнительно комплектоваться оптическими датчиками пассажиропотока, устанавливаемыми на входе и выходе из салона для подсчета перевезенных пассажиров и сравнение их количества с суммой оплаченного проезда за день.
Контроль внимания водителя
Контроль внимания водителя на процессе управления автомобилем (Driver management system, DMS) является ключевым фактором безопасности перевозок. Речь идёт о специальной интеллектуальной камере, контролирующей внимание водителя на дороге. При любом отвлечении водителя, которое может повлечь за собой дтп, камера сигнализирует о необходимости повысить бдительность. Например, если водитель:
- засыпает
- зевает
- отвлекается на телефон
- курит
камера вежливо напомнит о необходимости более внимательно отнестись к управлению автомобиля, а факт неконцентрированного внимания попадет в отчет менеджеру с видеороликом о каждом снижении внимания с привязкой к точке маршрута, на котором оно произошло.
Снижение внимания водителя – одна из основных причин возникновения аварий на дорогах.
Помощь водителю
Усовершенствованная система помощи водителю (ADAS — Advanced driver-assistance system) это тоже специальная интеллектуальная камера, которую устанавливают объективом к лобовому стеклу для контроля ситуации по ходу движения. Камера осуществляет обзор обстановки вокруг автомобиля и предупреждает водителя о необходимости повышения внимания в следующих случаях:
- опасное сближение — угроза лобового столкновения
- идентификация пешехода/коляски на пути следования, особенно важно в темное время суток
- предупреждение об изменении полосы движения
- контроль «слепых» зон сбоку
- распознавание дорожных знаков
Устройство распознает движущиеся и неподвижные объекты на дороге, идентифицирует их и предупреждает о потенциальных угрозах путем выдачи своевременного звукового и визуального предупреждения об опасности на дороге для предотвращения аварий, снижения рисков ДТП и повреждения автомобиля.
Преимущества мониторинга пассажирских перевозок для бизнеса:
- Оптимизация маршрутов и расписания: Анализ данных позволяет оптимизировать маршруты и расписание транспортных средств в соответствии с спросом пассажиров, что позволяет сократить время в пути и улучшить обслуживание.
- Улучшение эффективности использования ресурсов: Зная точное количество пассажиров на каждом участке маршрута, бизнес может более эффективно использовать свои ресурсы, такие как транспортные средства и персонал.
- Повышение качества обслуживания: Анализ поведения пассажиров позволяет выявить проблемные ситуации и настроить обслуживание таким образом, чтобы повысить удовлетворенность клиентов.
В целом, мониторинг пассажирских перевозок является неотъемлемой частью современного бизнеса в сфере транспортных услуг. Эффективное использование технологий мониторинга позволяет не только оптимизировать бизнес-процессы, но и улучшить качество обслуживания и удовлетворенность клиентов.