Сейчас многие дарят родным и близким сертификаты в какие‑то магазины, чтобы люди сами могли купить себе что‑то необходимое и на свой вкус. Это очень удобно. Но почему у такого сертификата ограниченный срок действия? Разве это справедливо, ведь деньги уплачены?! Если нет ничего подходящего – можно ли получить деньги вместо сертификата? На эти вопросы ответили специалисты Роспотребнадзора.
Как рассказали в управлении Роспотребнадзора по Волгоградской области, к ним часто поступают жалобы, связанные с отказом продавцов выплачивать деньги взамен подарочных сертификатов. Одно из таких разбирательств дошло даже до Верховного суда. В высшей судебной инстанции признали право потребителя на возврат денег, уплаченных за подарочный сертификат или карту, поддержав позицию Роспотребнадзора.
– Подарочный сертификат или карта не являются товаром, а представляют собой аванс будущей оплаты товара, работы или услуги, – объясняют специалисты ведомства. – В статье 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в связи с этим потребитель имеет право отказаться от покупки, а также потребовать возврата уплаченного аванса. Поэтому, если получателю сертификата не удалось им воспользоваться, например, нужного товара не оказалось в магазине, он вправе вернуть сертификат в магазин, а взамен получить денежные средства в сумме, равной его номиналу.
Более того, если человек уже купил что‑то, но не выбрал всю сумму подарочной карты, он может потребовать обналичить остаток.
– Для этого необходимо направить в адрес магазина письменную претензию с требованием вернуть все денежные средства, потраченные на сертификат, или часть суммы, которая осталась после покупки товара (услуги), – рассказывают в Роспотребнадзоре. – В соответствии со статьей 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» номинал сертификата или остаток не потраченной суммы должен быть возвращен в течение 10 календарных дней после написания заявления. При этом отсутствие чека, подтверждающего факт приобретения подарочного сертификата, по закону не является основанием для отказа в возврате денег, что закреплено в статье 25 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В ведомстве добавили, что в случае отказа потребитель может обратиться в магазин в претензионном, а затем в судебном порядке с требованием о возврате денег.
Игорь Фомичев. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.