В начале 2022 года, в Индии, проводились испытания морской версии французского истребителя морского базирования «Rafale-М» и американского «F/A-18 Super-Hornet» для нового индийского авианосца «Викрант», собственной постройки. Это второй индийский авианосец, где, как и на «Викрамадитье», для взлета используется трамплин (у американских и французских авианосцах используется паровая катапульта). Но почему же на испытаниях в Индии не было российского «МИГ-29К», ведь они уже базируются на «Викрамадитье»? Следует отметить, что авианосец «Викрамадитье» - это бывший ТАВКР СССР «Адмирал Горшков». Видимо, пытаясь сэкономить, индийцы купили ТАВКР СССР «Адмирал Горшков», впоследствии переделанный для Индии в легкий авианосец, а с другой стороны, в то время никто не продавал авианосцы. Надо отметить, что созданию палубного истребителя «МИГ-29К/КУБ» как раз и обязан появлению у Индии авианосца «Викрамадитье». Именно для «Викрамадитье» в 2004 году Индия заказала у России 12 «МИГ-29К» и 4 «МИГ-29КУБ». К 2010 году парк «МИГ-29К» составил 45 экземпляров. Но после 2015 года в индийских СМИ поднялась шумиха: мол, все закупленные российские «МИГ-29К» оказались бракованными. Тут надо сделать одно принципиальное отступление: палуба авианосца движется сразу в трех плоскостях и при этом в вертикальной плоскости (из-за качки) на 2 – 3 метра. Поэтому посадка на авианосец дело не очень простое. Американские морские летчики называют посадку на авианосец «управляемым крушением», т. к. нередко самолет практически падает на палубу с 3 – 5 метров, всей своей массой. Раз уж мы затронули американских летчиков, то заметьте, что «F/A-18 Super-Hornet» базируются только на авианосцах (а никак ни на аэродромах), а «F-16» только на аэродромах (но никак ни на авианосцах). Т. е. «F/A-18 Super-Hornet» был изначально разработан для эксплуатации на авианосцах. А как же «МИГ-29К» и «Rafale-М»? Так вот, это не совсем морские истребители, т. к. изначально они были разработаны как сухопутные самолеты. По своим ТТД «МИГ-29К» и «Rafale-М» практически одинаковые (да и по возрасту тоже). Но под давлением западных производителей вооружений, Индия принимает решение на приобретение у Франции 36-ти «Rafale-М» (мол, российские «МИГ-29К» бракованные). Как говорят: скупой платит дважды. И индийцы за это поплатились, т. к. французы продали свои «Rafale-М», не поверите, по 240 миллионов долларов за штуку (кто – то на этом хорошо заработал). Это при том, что «МИГ-29К» продавался всего за 40 миллионов долларов. Да и с планом «Made in India» (в плане сборки «Rafale-М» в Индии) индийцы пролетели – французы отказались, найдя недочеты в договоре. А ведь с приобретением всего 36-ти «Rafale-М», (вместо 126), вырисовывается первая проблема для Индии: «МИГ-27МЛ» и «МИГ-23» уже сняты с вооружения и на «покой» собирается «МИГ-21». Вторая проблема: на индийском госконцерне «HAL», занятого сейчас сборкой «СУ-30МКИ», осталось собрать всего 30 самолетов и потом остановка конвейера (французы, как говорилось выше, «Rafale-М» в Индии собирать не будут). Чем же индийцы собираются заткнуть дыру в своей авиации от не приобретения 90 «Rafale»?
Статья вас заинтересовала?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.