Художник Арнольд Бёклин (годы жизни 1827-1901) завершил эту картину в Мюнхене (Германия), где в начале 1870-ых годов недолго проживал, частично работая в сотрудничестве со своим близким другом – светским живописцем Францем фон Ленбахом (годы жизни 1836-1904). После чего фон Ленбах немного поработал у поэта и коллекционера произведений искусства Адольфа-Фридриха фон Шака (годы жизни 1815-1894), который на протяжении всей творческой карьеры Бёклина считался его главным покровителем.
Работа представляет собой явную дань уважения незавершённому мраморному барельефу от Микеланджело (годы жизни 1475-1564) под названием «Битва Кентавров» (1492 год), которая немного по-другому адаптирует стиль древнего произведения, отвечая различным последующим художественным жанрам. Это одна из многих работ Бёклина, которые перерабатывают собой классические мифические образы искусства эпохи Возрождения.
Коллекция произведений искусства фон Шака в основе своей состояла из копий старых мастеров, а также оригинальных творений ныне живущих на земле немецких художников, собранных вместе в частной галерее. В то время как многие творцы эпохи Бёклина без зазрения совести копировали произведения старых мастеров, отчасти лишь для того, чтобы зарабатывать на жизнь, работая на коллекционеров, таких как фон Шак, Бёклин использовал типично легкомысленный подход к задаче, прекрасно сочетая в исполнении данной работы различные традиции живописи.
Мелодраматическая поза кентавров, например, как кажется, чем-то обязана романтической живописи в лучших традициях французского мастера Эжена Делакруа (годы жизни 1798-1863), а также влияниям эпохи барокко, которые Бёклин впитал в себя, находясь в Риме – столице Италии. А теплота цвета может напомнить нам работы немецких пейзажистов-романтиков, таких как Каспар-Давид Фридрих (годы жизни 1774-1840).
Работа «Битва Кентавров» пользовалась бешеной популярностью, и в 1876 году была продана за колоссальную сумму в 6 750 французских франков. Она также широко выставлялась и пользовалась огромной любовью немецкой публики. Величие темы и настроения, вполне возможно, могли запросто говорить о немецком национализме конца XIX столетия
В одной из статей современного художественного журнала подытожено волнение, которое картина вызвала у зрителей:
«Высоко в неприступной каменистой пустыне, где небо и земля сталкиваются друг с другом, а облака тяжело нависают над скалами, лишёнными растительности, очевидно, в эпоху, когда стихийные силы всё ещё дико боролись друг против друга, а планета Земля всё ещё находилась в непрерывном преобразовании силами огня и воды, мы видим живых существ этого страшного бурного периода молодости нашей планеты, которые находятся в удивительном соответствии с Творением, возникшим именно из этого Хаоса».
- Художник – Арнольд Бёклин
- Название – «Битва Кентавров»
- Год создания – 1873
- Размеры – 105 х 195 сантиметров
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Музей Современного Искусства (Базель, Швейцария)