Найти в Дзене
Про жизнь

В 2023 г. РФ не произвела ни одного пассажирского самолета

МС-21. Первый полет: 2017 Разработка: ПАО «Яковлев» Стадия проекта: Сертификационные испытания Источник фото: ОАК
МС-21. Первый полет: 2017 Разработка: ПАО «Яковлев» Стадия проекта: Сертификационные испытания Источник фото: ОАК

В конце 2023 г. глава государства заявлял, что Россия планирует произвести более тысячи собственных самолетов к 2030 г. Михаил Мишустин на совещании в начале 2024 г. говорил, что до 2030 г. в стране должно быть построено свыше 600 полностью отечественных лайнеров.

Посмотрим, как в РФ обстоят дела с гражданским авиастроением.

Россия за год выкупила 165 самолетов у иностранных лизингодателей. И не сделала ни одного своего.

Российские авиакомпании за 2023-й и начало 2024 года выкупили у своих иностранных лизингодателей 165 самолетов, подсчитал РБК на основе открытых данных и данных источников. Выделенный на эти цели лимит средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 300 млрд руб. исчерпан, сообщил источник в кабмине.

Выкупленные самолеты — это около 40% от того импортного парка (примерно 400 воздушных судов), который принадлежал западным лизингодателям и остался в России, несмотря на введенные в 2022 году санкции и требования иностранных лессоров вернуть лайнеры.

Так, только крупнейшая российская авиагруппа "Аэрофлот" урегулировала споры со своими лизингодателями в общей сложности по 93 самолетам. S7 Airlines выкупила 45 самолетов одним траншем в декабре прошлого года. Тогда же о выкупе объявили и "Уральские авиалинии" (19 воздушных судов семейства Airbus).

Выкуп иностранных самолетов — это, конечно, замечательно, вот только сколько мы сделали своих лайнеров за прошлый год? А мы подскажем: в 2023 году российская промышленность впервые за последние 100 лет не выпустила ни одного нового пассажирского самолета.

Хотя СМИ и высокие чиновники, как водится, обещали рывок. См.:

Скриншот статьи
Скриншот статьи

А вот краткие итоги работы гражданского сектора авиапромышленности России в 2023 г.

В 2023 г. серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило 9 машин отечественной разработки.

Компания «Яковлев»

На авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре был построен 1 самолет семейства «Суперджет-100» – опытный образец машины SJ-100 (бортовой № 97021) оснащенный двумя российско-французскими турбореактивными двигателями SaM146.

Машина SJ-100 (SSJ-New или «Суперджет Нью») – это разрабатываемая с 2018 г. модификация «Суперджета» (официальное обозначение новой этой версии RRJ-95NEW-100), в которой предусмотрено применение максимальной доли российских комплектующих, компонентов и систем. Всего при создании новой версии SJ-100 заменены 38 систем и компонентов зарубежной разработки. Официально заявлено, что у авиалайнера заменены на отечественные следующие системы: система кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородная система для экипажа, датчики сигнализации утечки воздуха, сигнализатора обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла и др. Однако на 100% импортозамещение произвести не удалось.

Самолет «СуперджетНью» (Superjet 100) с бортовым номером 97021 начал строиться в 2021 г. Первый испытательный полет машина «СуперджетНью» (Superjet 100) с бортовым № 97021 совершила 29 августа 2023 г.

Компания «Ильюшин»

На Ульяновском авиазаводе проходит заводские приемо-сдаточные испытания серийная машина Ил-76МД-90А (предположительно серийный № 0307). Воздушное судно построено в рамках контракта с Минобороны России. Это четвертый с начала года самолет и 24-й самолет этого типа, построенный в Ульяновске (включая опытные образцы). Сейчас в цеху окончательной сборки Ульяновского авиазавода находится очередная серийная машина Ил-76МД-90А (предположительно серийный № 0308).

В 2022 г. на Ульяновском авиазаводе в рамках контракта с Минобороны РФ было построено 5 модернизированных транспортных самолетов Ил-76МД-90А. В последней декаде мая 2022 г. на Луховицком авиазаводе состоялась выкатка второго опытного образца модернизированного пассажирского самолета Ил-114-300 (№ 0110). Однако машину так и не подняли в воздух.

1 ноября 2023 г. на аэродроме Воронежского авиазавода (ВАСО) состоялся первый полет опытного образца широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-400М (RA-96103). Машина Ил-96-400М полностью состоит из комплектующих отечественного производства. На машине установлен усовершенствованный комплекс авионики, который испытывался в Жуковском на самолете Ил-96-300. На новом авиалайнере установлены четыре двигателя отечественного производства ПС-90А1 с тягой на взлете 17,4 тс. Мотор ПС-90ПСА1 является модификацией двигателя ПС-90А. Степень унификации с базовым двигателем ПС-90А составляет 98%. Данная модификация ПС-90А сертифицирована в 2007 г.

Пока дальнейшая судьба проекта по самолету Ил-96-400 неясна. В Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. нет упоминания о серийном производстве отечественного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета марки Ил-96-400М. Можно предположить, что машина будет создана в одном экземпляре.

Компания «Туполев»

По информации, размещенной на специализированных сайтах в Интернете, на Казанском авиазаводе до конца 2023 г. будет выпущен только один самолет Ту-214, предназначенный для Минпромторговли России.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (ТАНТК)

В 2023 г. в Таганроге предположительно был построен один самолет-амфибия Бе-200 (предполагаемый серийный № 03-12) для Алжира. Машина в воздух пока еще не поднималась.

Итоги и выводы. В обзоре указаны только самолеты гражданского и двойного назначения, а также машины транспортной авиации. Всего в 2023 г. построено 9 машин. Информация для размышления: суммарно в 2022 г. построено 16 самолетов, в 2021 г. серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило 19 машин отечественной разработки. В 2020 г. – 20 самолетов, в 2019 г. – 23 машины, в 2018 г. – 35 самолетов, а в 2017 г. – 41.

А что же СМИ? Продолжают обещать манну небесную! Такая работа.

Скриншот статьи
Скриншот статьи

Сергей Косыгин

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь