Товарищи на руках несли 22-летнего добровольца из окружения под Изюмом. Теперь он учится ходить
«И года не прошло, все как в сказке решилось. Я, честно, не ожидал. Увиденное превзошло все мои самые смелые ожидания», — эмоционально обращался к главе Лаишевского района дядя 22-летнего ветерана СВО Аделя Уркунбаева. Сегодня бойцу вручили ключи от своего дома в Сокурах, построенного благодаря помощи КФХ Ильсура Диярова. Адель служил по контракту более трех лет, ушел на фронт добровольцем и получил тяжелое ранение под Изюмом. Ему парализовало ноги, на гражданку он вернулся в коляске. И жил в съемной квартире на 13-м этаже. О службе, восстановлении после ранения и о том, как строители района сделали для него дом с персональной планировкой, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Как получил ранение
Аделю Уркунбаеву 22 года. Он родился и вырос в селе Атабаево Лаишевского района, отучился в местной средней школе. С ранних лет Адель начал интересоваться военным делом, поэтому перед выпускными классами перевелся в кадетскую школу и уже планировал поступать в Рязанское военное училище ВДВ.
Но планы поменялись. После 9-го класса он поступил в Казанский строительный колледж. Учебу совмещал с подработками — рубил лес, делал первые попытки в строительстве. В 2020 году Адель получил повестку в армию и без раздумий пошел на срочную службу. Спустя полгода подписал контракт с министерством обороны. Так он оказался на службе разведчиком, был дислоцирован в Москве.
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Адель вспоминает, что с 2021 года его подразделение начало участвовать в учениях на территории Беларуси и в Белгороде. Уже в 2022-м, после начала СВО, он перевелся в пехоту и выразил желание отправиться «за ленточку». Но Аделя не отпускали, т. к. на тот момент он был заместителем командира батальона. «Я столько этих рапортов написал…» — вспоминает парень свои попытки все же отправиться на службу в зону проведения специальной военной операции. «А что? Кто, если не мы? Я же был подготовлен к этому», — объясняет он свою настойчивость.
В итоге летом 2022-го он попал в зону СВО через добровольческий батальон. И сразу в эпицентр боестолкновений: «Это было харьковское направление. Изюм тогда наш был, ну ничего, скоро опять нашим будет…» Буквально сразу же он был назначен заместителем командира взвода.
А в начале августа 2022-го получил осколочное ранение в плечо. «В это время ранило командира взвода, пришлось с нерабочей рукой пойти на позиции», — вспоминает Адель. Спустя две недели, 24 августа, после двух штурмов Адель получил еще одно ранение, но уже гораздо серьезнее: осколок от танкового снаряда попал в макушку дерева и отскочил в поясницу.
«Сперва было шоковое состояние, вообще ничего не почувствовал. Думал, ноги оторвало, трогаю — ноги на месте, развернулся, пополз. Думал, что штурмуют нас и приготовился к худшему», — с дрожью в голосе вспоминает Адель. После этого его дотащили до блиндажа, перевязали и обезболили. В блиндажах он провел не одни сутки: «А спустя три дня из окружения приехали наши танкисты на прорыве. Как раз два дня бой был, освободили коридор. Как только вышли, нас сразу начали обстреливать. Там до деревни надо было пройти километра 3, но, из-за того что я тогда больше весил, ребята несли меня почти четыре часа. Каждые 50–100 метров останавливались».
Из Изюма Аделя эвакуировали на самолете до Белгорода, где ему сделали операцию. После этого началась нескончаемая череда больниц и осмотров. На данный момент его ноги по-прежнему частично парализованы. Он проходит реабилитацию с диагнозом «ушиб спинного мозга и повреждение позвоночника». Несмотря на все трудности, Адель не сдается: «Врачи сразу сказали, что ходить буду, просто стану хромать на левую ногу. Восстановление идет отлично, но не так быстро, как хотелось бы». Сейчас у Аделя уже получается вставать с посторонней помощью. А в планах — начать ходить в течение двух лет. Параллельно он получает права, а еще открывает свой небольшой бизнес по электронной торговле на одной из федеральных площадок.
«Когда мы этот дом строили, я всем говорил, что строим для эсвэошника»
Весной 2023 года Адель вместе со своим дядей поехал в Лаишево на прием к главе района Ильдусу Зарипову. На месте были собраны также участники районного оперативного штаба. На приеме Адель рассказал о своих проблемах, в частности об отсутствии жилья. У молодого человека нет родителей, ему приходилось арендовать двухкомнатную квартиру на 13-м этаже в Казани.
Лаишевские чиновники обещали помочь, найти спонсоров и слово сдержали. «Мы услышали от Ильдуса Фатиховича, что Адель травму получил, он предложил построить дом. Мы, строители, собрались и выбрали проект, чтобы ему удобно было, чтобы просторные были комнаты, чтобы коляска проходила по всему дому. Всего в этом доме три спальни, зал, кухня», — рассказал корреспонденту газеты на новоселье Рафис Гайнуллин, гендиректор строительной компании «Нигез», подрядчик строительства.
А инициативу по строительству дома участнику СВО, как только услышал его историю, взял в свои руки руководитель КФХ Ильсур Дияров. Он помог и финансово, и, как подчеркивают наши собеседники, едва ли не каждый день контролировал ход строительства. Сам меценат, имя которого нам далеко не сразу удалось выяснить, общаться со СМИ отказался.
Гайнуллин поделился, что задача построить дом для ветерана боевых действий объединила рабочих и побудила их с особым трепетом относиться ко всем этапам строительства: «Когда мы этот дом строили, я всем говорил, что строим для эсвэошника. На эту работу моя бригада приходила с удовольствием, все предлагали свои инициативы: „Давай так будем делать, давай такой кирпич выберем, чтобы красиво было“. Никто не отказал в помощи при этом строительстве».
В итоге дом площадью 109 кв. м построили всего за полгода. Свой новый дом Адель сегодня увидел впервые. «Конечно, в шоке», — делился эмоциями он, объезжая комнаты на коляске. Сейчас дом полностью готов к проживанию — в нем проведена чистовая отделка как внутри, так и снаружи, установлена кухня, закуплены мебель, бытовая техника: стиральная машина, телевизор, чайник.
«Спасибо, что у вас слова с делом не расходятся»
На новоселье к Аделю приехал вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов, который тщательно проинспектировал каждую комнату, попутно пообещав, что с Аделем всегда будут на связи, а власти готовы помочь со всеми проблемами. Например, Шайхутдинов предложил отправить Аделя на реабилитацию в клинику Иннополиса при 7-й горбольнице, специализирующуюся на восстановлении опорно-двигательного аппарата.
«Самое важное, что мы должны сделать, — людям, которые возвращаются, оказать любую посильную помощь, поддержку», — объяснял Шайхутдинов журналистам. «Такой молодой, а уже ветеран», — чуть позже вспоминал он трудную судьбу Аделя на отчетной сессии района.
«Они все герои, кто находится на передовой. Некоторые наши ребята вернулись, живы, но не сказал бы, что совсем здоровы. Им требуется определенное время для реабилитации, восстановления. Но они герои. Они выполнили свою задачу полностью. Мы чувствуем свою ответственность. Мы должны их принять, оказать заботу, должны им помочь адаптироваться. Адель — молодой парень, всего 22 года, у него вся жизнь впереди. Он парень с духом, глаза горят», — говорил об Аделе уже глава района.
Официальная часть плавно перетекла в уютное чаепитие. «Года не прошло, как мы с Аделем приезжали в Лаишево. Нас Ильдус Фатихович встретил радушно. Все как в сказке решилось. Я, честно, не ожидал, и сегодня увиденное превзошло все мои самые смелые ожидания. Спасибо, что у вас слова с делом не расходятся», — вспоминал дядя Аделя Сергей.
Фото: Андрей Титов