109,6K подписчиков

Странные и диковатые факты о поморах; хорошо, что сейчас вторая история не актуальна

4,4K прочитали

Расскажу пару интересных моментов, удививших и слегка напугавших путешественников по северу в начале ХХ века.

"Вы идете далее и удивляетесь огромному запасу дров; подходите ближе, и оказывается, что это сухая треска, сложенная в поленницы. Строения построены сжато, между ними стоят чаны с массой трески, - здесь солнце вырабатывает жир. Местами сушатся невода, снасти для ловли, и везде головы и кишки с неизбежным запахом"...

..."Между тем, промышляя на малых судах на русском берегу, промышленники наловили рыбы такое количество, что не знают на чем отправить судов под фрахт нет. Я видел суда, полные соленой трески, между тем как сухая лежала поленницами в штабелях, походя на огромной дровяной двор. "


— так Н.Ф. Руднев писал в 1861 году о промысловых поморских становищах на Мурмане.

На первой иллюстрации становище на Кольском. На втором фото бесконечные палтухи с треской в Териберке. Понятно, что такие количества могут удивить. И как раз не удивительно, что их за дрова приняли.

Расскажу пару интересных моментов, удививших и слегка напугавших путешественников по северу в начале ХХ века.
Расскажу пару интересных моментов, удививших и слегка напугавших путешественников по северу в начале ХХ века.-2

А вот вторая история:

"Раз во время сенокоса мне пришлось увидеть такую картину. Молодая, здоровая женщина, вдруг отбросив в сторону косу, порывисто подняла сарафан и начала быть ладонью по голому телу, прикрикивая:

– Нна, леший, нна, леший. Ницце не получишь!

Эта картина была настолько неожиданна и так поразила меня, что я растерялся и не спросил, что это означает. Только по приходе домой моя хозяйка объяснила мне, что это женщина ругала лешего за то, что тот ее искушает.

– Он все молодых баб летом смущает, – прибавила моя хозяйка".

– так писал в 1912 году Г.Цейтлин о поморах. И вот как пояснял это удивительное поведение женщины.

Оказывается, люди считали, что:

"У лешего есть жена – „Лешевиця“ – некрасива и „необрядна“. Поэтому некрасивых женщин в Поморье ругают:

– У-у ты, лешевиця!

Весьма понятно, что раз у лешего жена некрасива, то он гонится за красивыми женщинами, часто вводя их в искушение. Особенно велико это искушение летом, когда все мужское население находится на Мурмане".
Расскажу пару интересных моментов, удививших и слегка напугавших путешественников по северу в начале ХХ века.-3

Кстати, про слово "необрядна". У себя в телеге я провела опрос, как сейчас люди понимают смысл фразы "необрядная женщина".

Большинство проголосовавших в первые пару часов голосования посчитало, что речь о церковных обрядах. Но на самом деле тут другой смысл.

Мне его изначально подсказало то, что в нашей деревне "корову обряжают", то есть ухаживают за ней: убирают навоз, задают корм, чистят, доят и так далее. Я предположила, что здесь тоже обряжать может иметь какой-то хозяйственный смысл, то есть "обрядная", значит, "хозяйственная, радивая".

В общем, так примерно и оказалось. Согласно словарю Даля, "ОБРЯЖАТЬ, обрядить: убирать, оправлять, приводить в должный вид. Хозяин дом обряжает, отделывает, снабжает; хозяйка дом обряжает, управляется по хозяйству, стряпает. Кто коров обряжает, ходит за ним".

"Обрядите-ка баню, затопите, принесите воды и пр. Обряди скорее светелку, проезжие будут. Обрядить невесту, убрать, одеть, нарядить к венцу. Обрядить тушу, убитое животное, освежевать, спрятать, снять шкуру, вынуть черева, очистить и пр. ... Обряжайтесь в дорогу. Что за хозяйка, коли у ней обряду нет!"


Исходя из этого, необрядная это либо нерадивая, либо "не нарядная", то есть, не обрядившая саму себя, или та, которую не обрядили, то есть не ухоженная, в некрасивой одежде.

Сейчас это слово уже почти нигде не употребляется, за исключением некоторых региональных говоров.

Расскажу пару интересных моментов, удививших и слегка напугавших путешественников по северу в начале ХХ века.-4