Депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении поправки в законодательство в части запрета для иностранных агентов распространять на информационных ресурсах рекламу физических и юридических лиц.
Ссылка на карточку Законопроект № 553750-8
Пару слов для начала.
Когда этот законопроект вносили в Госдуму, мне не хотелось об этом писать, ведь была надежда, что заметят и подправят.
Потом В. Володин заявил: "Законопроект будет рассмотрен в приоритетном порядке". Не хотелось писать, надежда таяла, но оставалась.
Теперь законопроект принят в первом чтении. Подправить можно только во втором чтении. Но есть ощущение, что текст законопроекта мало кто читал, а значит вряд ли заметят.
Потому предлагаю взглянуть на сам законопроект, а не на громогласные заявления вокруг его принятия. Он коротенький.
Читаем законопроект: Статья 1
Статья 1: Внести в статью 11 Федерального закона от 14 июля 2022 года
№ 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
"19. На иностранных агентов распространяются ограничения
и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе".".
К этой части законопроекта у меня существенных претензий нет, но есть традиционный вопрос "Зачем?"
Вроде бы ни у кого не возникало сомнений в том, что российские законы распространяются на иноагентов. Признание лица иностранным агентом не освобождает его от обязанности соблюдать законодательство РФ, в том числе Закон о рекламе.
Ну, ладно, бумага всё стерпит. Если решили постепенно закрепить в законе об иноагентах все законы, которые эти иноагенты должны соблюдать, то хочется пожелать депутатам удачи и терпения . В стране действует без малого 10 000 федеральных законов - то есть по этой логике в стате 11 Закона об иноагентах должно появиться без малого 10 000 частей для каждого отдельного закона.
На ..., а главное зачем - не понятно, но ладно.
Читаем законопроект: Статья 2
Тут вопросов побольше и текста больше. Поэтому последовательно пойдём.
Статья 2: Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ
"О рекламе":
1) статью 5 дополнить частью 10.5 следующего содержания:
"10.5. Не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента".";
С одной стороны, этот пункт кажется понятным. Он довольно просто сформулирован. С другой стороны, этот пункт вообще непонятен и неприменим.
В Законе о рекламе нет определения - "информационный ресурс иностранного агента". Что это такое? Как его определить? Как отличить: где можно, а где нельзя размещать?
Без четкого, ясного и закрепленного в законе определения этот пункт закона неприменим. Но депутаты не сообразили внести определение - "информационный ресурс иностранного агента".
То есть в случае принятия законопроекта в таком виде будет запрещено неизвестно что. Очень надеюсь, что во втором чтении они хотя бы сформулируют это определение и добавят его в законопроект.
2) статью 7 дополнить пунктом 12 следующего содержания:
"12) информационных ресурсов иностранных агентов.";
В случае принятия законопроекта в Законе о рекламе этот пункт будет звучать так: Не допускается реклама информационных ресурсов иностранных агентов.
Тут снова без определения "информационных ресурсов иностранных агентов" получается неприменимая штуковина.
- Реклама чего запрещена?
3) в статье 38:
а) в части 6 слова "частями 2 - 8, 104 и 12 статьи 5" заменить словами "частями 2 -8, 104, 105 и 12 статьи 5";
б) в части 7 слова "частями 9 - 103, 12 статьи 5" заменить словами "частями 9 – 103, 105 и 12 статьи 5".
Этот пункт вроде бы чисто технический. Он просто дополняет основания привлечения к ответственности за нарушение Закона о рекламе - для рекламодателей и рекламораспространителей.
Но тут может возникнуть проблемка в виде конкуренции норм КоАП.
За одни и те же нарушения придется привлекать одновременно и по статьям о нарушении законодательства о рекламе, и по статьям о нарушении законодательства об иноагентах. А это вроде как противоречит логике и Конституции РФ.
Читаем законопроект: Статья 3
На закуску осталась статья 3 этого законопроекта
Внести в статью 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I "О средствах массовой информации":
"Запрещается реклама в средствах массовой информации
и в сообщениях и материалах средств массовой информации
в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иностранных агентов."
Это ведь абсурд полнейший!!! Это нельзя размещать в статье 4 Закона о СМИ!
Во-первых, для рекламы есть Закон о рекламе. Закон о СМИ, он про средства массовой информации - ИНФОРМАЦИИ!, не рекламы.
Во-вторых, статья 4 Закона о СМИ называется: "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации". Она совсем о другом, не о рекламе у иноагентов.
В-третьих, в этой стате уже есть абзац: "Запрещается распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об иностранных агентах ... и произведенных ими материалов без указания на статус иностранного агента. Зачем еще вот этот вот абзац туда совать? Как он с уже имеющимся будет соседствовать?
В-четвертых, то человек, который эту конструкцию сформулировал (если это был человек, конечно), он сам понял, что он сформулировал?
Поймите меня правильно. Депутаты эту штуковину примут и забудут, а юристам потом с этим как-то работать. Потому ясность требуется.
"в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иностранных агентов" - это что такое?
Юристы буквально толкуют текст закона. А из вот этой фразы буквально следует, что у иностранных агентов есть какие-то собственные сети, в которых запрещается размещать рекламу.
И где тогда прикажете искать этот "иноагентсткий интернет"? Или что, любые сети, в которых есть иноагенты, становятся под запретом? Всё, выключаем интернет и расходимся?!
Критикуешь - предлагай
Я понимаю, что депутаты решили исключить для иноагентов возможность получения ими дохода от размещения рекламы. Очевидно, что такой закон будет принят.
Если это так, и главная цель законопроекта - лишить иноагентов дохода от рекламы, то существует гораздо более простой и логичный способ. Ну, можно же обойтись без правок в Закон о рекламе и Закон о СМИ.
Есть Федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" - он прекрасно подходит для подобных запретов и ограничений. Можно ограничиться внесением соответствующих изменений в этот закон.
Я очень надеюсь, что во втором чтении кто-нибудь из огромного списка депутатов заметит, что этот законопроект можно и нужно исправить перед окончательным принятием. Он может быть логичным и разумным.
Подписывайтесь на канал, если еще не подписаны
Ставьте "палец вверх", делитесь в соцсетях, оставляйте комментарии
Подписывайтесь на канал в Телеграме, чтобы не пропускать заметки
Найти меня можно на сайте: buro26.ru, если понадоблюсь