Живя в таких благоприятных условиях и прекрасной природе, мы, безусловно, пользовались сложившимися возможностями. Зимой, с Андрюшкой ходили кататься на лыжах. Один раз с ним спускались с Чегета. Лыжи у него были простые деревяшки.
Летом ходили за грибами. А, осенью я нарезал целый бак веточек с облепихой. Прогонял через насадку к мясорубке, в результате отжим с семенами облепихи был отдельно от сока. Семена сушил и по технологии замещения добывал облепиховое масло. А, в сок клал сахар один к одному. В облепихе кислоты хватало, поэтому ей не нужны косерваты. В лесу под горой были поляны маслят, а чуть выше-белые. На горе, которая видна с нашего балкона, на самом верху, где кончался лес, под родендронами росли огромные подосиновики.
Я купил палатку (тяжёлая двухслойная-верх брезентовый, второй дышащий, потоньше) и 4 ватных спальника. Такие были времена. Мы с Андреем, в качестве тестирования этой палатки, поднялись на нашу (грибную) гору и переночевали одну ночь.
И, через некоторое время пошли с ним в большой поход. От Нейтринки через село Верхний Баксан, скалу Уллукая
до водопада Султан.
По маршруту (шли по карте, не было телефонов с навигаторами) сделали две ночёвки. Готовили еду на бензиновой горелке. Лесов по этому маршруту нет. Ночевали 2 или 3 ночи. Погода была прекрасная. В районе водопада бьёт много минеральных источников. Есть холодные, но и есть горячие. Были две, как бы ванны, с минеральной водой. Женская и мужская. Эльбрус с этого места кажется совсем близко и виден в полной своей красе.
Ночи были ясные. Андрей спал в палатке, а я в спальнике около палатки. При отсутствии постороннего освещения наслаждался звёздным небом. Как оказалось, есть автодорога до Тырныауза и по ней возят туристов. Так, что обратно мы доехали на автобусе.
Вольфрамо-молибденовый комбинат для своих ценных работников (я со своей семьёй вошёл в их число) организовал (предоставил автобус) на выходные дни поездку в Геленджик. Бригада, в которой я числился, тоже организовала поездку на Каспий и мы всей семьёй съездили, покупались, позагорали ну, и конечно, я с сотрудниками (спирт у нас всегда был, для профилактических работ) попьянствовал в разумных пределах. Несколько раз с руководством подразделения СоюзЭВМКомплекса г. Нальчика на машине ездили на рыбалку в дельту Волги. Привозили, конечно, чёрную икру. А, один раз (мы ездили втрвоём: начальник, зам и я) привезли целого осетра. У меня дома осётр что-то не пошёл. Я его засолил в трёхлитровых банках. Никто не ел, так и выбросил. Каюсь. Готовую икру привозили и продавали прямо на месте нашей рыбалки, только ночью и в основном чеченцы. Видно, они обложили браконьеров. Рыба ловилась одна за одной. А,вообще, за бутылку спирта местные давали мешок вяленой воблы. Когда возвращались с рыбой и икрой, то приходилось по степи объезжать посты. Дома долго стояла в холодильнике трехлитровая банка с икрой. Она быстро приелась и приходилось детей заставлять есть.
Как мы ездили на рыбалку - вспоминать уже не с кем. Начальник давно умер (узнал лет 25 назад), а зам. начальника уже вряд ли найдешь. Они были на год, два старше меня.
Были у меня близкие друзья Джамал и Охаб, оба местные балкарцы. Джамал работал инженером на ВЦ в БНО. Охаб, когда метростроевцы пробивали штольню под горой, работал спасателем. Охаб часто ходил на охоту на высокогорных козлов и угощал мясом. Иногда приносил кабанье мясо. Балкарцы свинину и грибы не едят. Кабанятину я вымачивал и готовил. Обоих уже нет в живых. Охаб умер, а Джамала вместе с русской женой (занималась научной работой в БНО) убили в 2011г. бандиты.
Продолжение следует. Скорее всего эта статья, как и все остальные, будет дополняться. Сразу всё не вспомнишь.
Всем всех благ.
Начало