Найти тему
Деревянная утка

Технологичный ритейл. Как понять, зарабатывает ли компания в IT

Оглавление

Кря, сегодня поговорим про этот наш IT: куда он проник, что он там вообще делает и зачем действительно компаниям нужны айтишники. Ну и главное: как понять, сколько в компании того самого IT.

Почему "наш IT"? Потому что я в нём работаю 😁. Но "айти-айти" рознь, про это я тоже расскажу.

Для тех, кто тут первый раз: кря и добро пожаловать 👋🦆

Я человек с альтер-эго утки, разработчица, аналитик, маленький инвестор и инвалид. В своём блоге я много пишу и крякаю про себя и про то, как я люблю зарабатывать деньги: про финансовые привычки, таблички, приложения и психологию инвестора. В общем, про всё, на что хватает утиных мозгов.

Почему это стоит понимать?

Это нужно для адекватной оценки компании. Потому что так будет понятно, какое влияние оказывается на компанию со стороны рынка и ограничения от государства.

Вот есть, например, Тинькофф Банк — а он чистой воды банк? Или всё-таки уже IT компания? А его продукт "Инвестиции" — это что? Соц.сеть? Платформа для биржи?
А Яндекс это что вообще такое?

Потому что вы когда деньги вкладываете в компанию с одной целью, а получается, что у компании есть другое направление, которое тоже влияет на прибыль компании и на ваши дивиденды, об этом хотелось бы знать заранее.

А сейчас происходит интересное: многие компании уже давно не работают в одном секторе, а переходят в смежные, или даже создают новые рынки с нуля. И вот вам надо собрать сбалансированный портфель по разным видам секторов рынка, а у вас одна компания работает в разных направлениях. И что делать? Сейчас расскажу.

При чем тут ритейл?

-2

Я думаю, что вы явно не вчера родились, поэтому успели заметить большие изменения в продуктовых магазинах: кассы самообслуживания, приложения магазина, возможность заказать доставку в любое время дня и ночи в крупных городах, регулярные поставки товаров.

Да и какие-то странные алгоритмы эти, которые предлагают товары, которые вам могут быть действительно нужны. Как будто невидимый брат заглядывает к вам через плечо и спит вместе с вами в одной кровати, пока вам снится тот самый йогурт с полки, пока мы нежно грезили.

Молчу уже про то, что много где нужные нам товары на полках лежат понятно и логично, поэтому мы не особо много времени тратим на выбор. Ну, кроме людей с ано- и орторексией, с этими пирожками отдельный разговор.

Но это я отвлеклась.

И где здесь IT?

Везде. В каждом шаге работы сотрудника, в каждом вашем шаге по магазину от момента входа до момента выхода — IT действительно везде. Только оно достаточно незаметное, поскольку в рядовом случае IT — это отлаженная саппорт служба (служба поддержки) по процессу бережного проведения вас по всему магазину.

Итак, что это?

-3

1. Структура самого магазина

Крупные сети и работающие в них маркетологи на основании планов помещений, данных продаж и кучи посетителей в магазине имею возможность проводить потребительские исследования, в которых вы никак особо и не участвуете.

Для простой аналитики достаточно трёх вещей: плана магазина, плана выкладки, данных по продажам.

Если маркетолог не бог Excel и SQL (что редко когда бывает иначе), в то дело подключается продуктовый аналитик со своим технологическим стеком, который из базы достает все данные, обсчитывает их (чаще всего, с помощью того же Python), собирает их в какой-то отчет или дашборд. А потом уже на основании этих данных сеть понимает, в каком районе какой магазин будет выгодно открыть и почему. Доступ к такому большому объему данных и есть непосредственно IT.

2. Логистика

Логистика — это вообще одна из первых сфер, где появилось современное и серьезное ПО, поскольку следить за всеми контейнерами и машинами — этот тот еще геморрой.

Например, тот же Вкусвилл из-за своей специфики работы с кучей разных контрагентов использует расчетную модель поставки необходимого количества товаров в магазины и драгсторы (магазины доставки).

А как мы понимаем, для большой сети контроль за такими объемами должен быть максимально автоматизирован, чтобы по итогу к открытию магазина вас на полке уже ждали товары, к наличию которых вы привыкли. Автоматизация — это тоже ключевой путь IT.

3. Касса и обслуживание

-4

Само по себе кассовое ПО мало кого может удивить. До момента, пока за ним не придется поработать самим.

Я вот поработала в кинотеатре одно время за кассой, после которой мне немножко хотелось вытащить себе глаза и прополоскать их в воде. Потому что оно было нелогичным и кривым.

Но вот сами терминалы самообслуживания — это тоже своего рода технический прогресс, поскольку есть важный нюанс. Надо не только собрать этот аппарат, его нужно ещё собрать так, чтобы даже бабушка поняла, как им пользоваться (что, поверьте мне, не так уж и просто).

И это тоже слаженная работа маркетологов, аналитиков, дизайнеров и IT.

Внутренние продукты компании

А еще есть невидимый фронт работ, о котором знают только сотрудники, которые работают с этим напрямую — это продукты для внутреннего пользования.

Не, я не про выпекание булочек на свой отдел, а про технические решения. Внутри многих компаний есть и основательные, и полуживые программы (в лице одного Excel, ага), которыми пользуются сотрудники для своих нужд.

И вот бывает так, что что-то получается настолько хорошо, что какие-то программы компания может выделить в отдельный проект и начать продавать на рынке как полноценного решение. Такое бывает не так, чтобы и редко. Сейчас, конечно, уже пореже, но всё-таки бывает. И вот тут и возникает тот самый доп.заработок, который может влиять на прибыль компании.

"Что ты такое?". Пример Пятерочки

Кадр из фильма "Хищник"
Кадр из фильма "Хищник"

А теперь собственно, вопрос: как нам узнать, сколько в компании IT? Какой сектор в ней лидирует? Есть 3 пути.

Путь 1. Попроще

Если прям вообще не париться, то сделать это можно чисто на доверии: просто заходим в любой скринер акций или компаний и смотрим, к какой категории относит сам скринер эту компанию. На примере с Пятерочкой (X5 Group) тут всё просто.

-6
Посмотрели, увидели, что ритейл — всё, успокоились и закрыли. Да, вот так вот просто.

Путь 2. Для любознательных

Нам надо просто отойти немножко в другую сторону и зайти в отчеты. Поскольку X5 Group заинтересованы в том, чтобы инвесторы к ним приходили, они делают достаточно понятную инфографику. Поэтому берем отчеты с их сайта или скачиваем с того же скринера и смотрим.

Во-первых, обращаем внимание на то, какая часть расходов уходит на IT. Если больше 20% — это повод присмотреться повнимательнее, что происходит внутри. На примере графика за 2022 год видим, что тут всё ок.

Скрин из презентации X5 Group по отчету за 2022
Скрин из презентации X5 Group по отчету за 2022

Путь 3. Для дотошных и душных (или если в пункте 2 нет информации)

Это вам со мной. Тут надо обратить внимание на 2 вещи.

Первое — как позиционирует в отчетах себя компания. Нам важно найти какие-то упоминания про то "развитие инфраструктуры поддержки", "новые проекты" и прочее. То есть есть ли какие-то упоминания того, что они вкладываются во что-то еще.

На примере отчета X5 Group: они говорят часто о том, что стараются сокращать расходы на всём, что не касается работы и открытия магазинов.

Второе — обратить внимание на то, на каких конференциях выступают сотрудники компании (или может проводят свои). Делается это просто: пишем в youtube "[название компании] (it) conf". Если всё, что вы нашли мало упоминаний выступлений сотрудников или очень мало про IT — значит, глухо.

На примере поиска по X5 Group: видео про IT нет, только про продуктовую аналитику, партнерство, продукцию, логистику.

Если вам и этого мало, можете зайти на hh.ru и посмотреть вакансии, а также почитать отзывы сотрудников. Не для того, чтобы к ним устроиться, а чтобы вообще посмотреть, о чем говорят.

Итого — всё!

Кроме прямого допроса сотрудников и непосредственной работы там у вас вариантов не так уж и много. Но как для инвестора вам этой информации вполне достаточно, чтобы понять: компания смешанная или нет.

На примере Пятерочки очевидно, что они зарабатывают чисто в ритейле, поэтому можно смело в своём портфеле относить её к ритейлу и не париться.

Всё, можно расслабиться 🦆

Спасибо, что дочитали до этого места! Если вам понравилось и хочется меня поддержать, поставьте лайк и напишите комментарий. Если вам хочется сделать больше, вы можете кинуть монетку в мой пруд по этой ссылке.

Если вы тут недавно и не понимаете, что тут происходит, заходите в навигацию. Там все темы уложены и разложены пёрышко к пёрышку.