Риск - дело благородное. Предприниматели об этом знают. И осознанно идут на него, рассчитывая получить приличные барыши. Но не всегда все идет по бизнес-плану. Форс-мажоры тоже случаются. И тогда компании могут столкнуться с банкротством.
Как сейчас обстоит ситуация с банкротствами в корпоративном секторе? Какие меры поддержки позволяют увеличить долю выживших? В этом давайте сегодня и разберемся. Ну и для начала, как всегда, немного актуальной статистики.
Количество корпоративных банкротств в России в прошлом году сократилось на 18% по сравнению с 2022 годом. И составило чуть менее семи с половиной тысяч. Примечательно, что число компаний, которые были признаны несостоятельными, в 2023 году оказалось наименьшим за последние девять лет.
И это, кстати, несмотря на то, что в предыдущем 2022 году - в течение девяти месяцев действовал мораторий на банкротства. И по идее это должно было привести к росту числа банкротств в последующем году, но этого не произошло.
Наибольшее число банкротств в прошлом году зафиксировано в строительной сфере и торговле. Как и прежде, подавляющее число дел о несостоятельности компаний инициируют их кредиторы. В прошлом году на них пришлось почти 77% начатых процедур.
Но вот, что интересно. Кредиторам чаще всего мало смысла требовать банкротства своих должников. Потому что в половине случаев кредиторы от прогоревшей компании не получают ни рубля.
Если брать в среднем, то в 2023 году им удалось вернуть менее 10% от суммы долга. Из трех с лишним триллионов рублей задолженности, включенной в реестр сведений о банкротстве, кредиторы реально получили в прошлом году только 297 миллиардов.
Тем не менее, чтобы получить даже эти небольшие суммы, кредиторам приходится буквально несколько лет отстаивать собственные права. Конкурсное производство, завершенное в 2023 году, в среднем длилось 1124 дня. Для сравнения - в 2019 году на него тратили на 370 дней меньше.
Банкротство предприятий - мероприятие в любом случае неприятное и лучше, разумеется, дело до него в принципе не доводить. Но если уж так случилось, что компания, тем более крупная, по всем признакам находится на грани краха, то спасти ее может внешнее управление.
Например, как в случае с девелопером «Интеко». Еще 5-6 лет назад у этой компании был гигантский долг при отсутствии новых проектов. Доходов «Интеко» было недостаточно для погашения долга, сумма которого в 2 раза превышала выручку. У компании скопились огромные обязательства и перед дольщиками. Вытащить «Интеко» из кризиса удалось по линии банка непрофильных активов «Траст», который специализируется на управлении проблемными бизнесами. Траст сменил команду менеджеров «Интеко», разобрался с ее строительными проектами и финансовыми потоками.
Реанимировав застройщика, «Траст» продал его профильному инвестору за 38 миллиардов рублей. Кстати, такое внешнее управление позволило «Интеко» вернуться в ряды налогоплательщиков. Только в столичную казну реанимированная компания уже заплатила несколько миллиардов рублей.
"Интеко - один из самых ярких примеров как раз когда компания была взята под управление в стрессовом состоянии, она была перегружена долгами, были просрочки по сдаче жилья, были естественно много судебных процессов с дольщиками, которые совершенно справедливо и объективно предъявляли к компании претензии. Все эти проблемы были решены, компания была перезагружена, долги были, соответственно, погашены."
Другими словами, в некоторых случаях нет смысла банкротить компанию. Гораздо эффективнее будет наладить ее работу. Тогда кредиторы или инвесторы смогут получить не крохи от вложенных средств, а полноценную долю в стабильной работающей компании.
В правительстве это тоже поняли. Поэтому внедрили сразу несколько системных мер, помогающих компаниям, терпящим бедствие. Так, Федеральная налоговая служба еще в 2022 году внедрила возможность рассрочки по платежам в бюджет. С момента запуска так называемой площадки реструктуризации долга бизнесу оказано поддержки на 897 миллиардов рублей.
Выручка предприятий, которым оказана помощь, выросла на 17%, фонд оплаты труда увеличился на 19%, сохранен миллион рабочих мест. Эффект для бюджета за счет выхода из неплатежеспособности - рост налоговых платежей на 47%.
Кстати, физлицам тоже неплохо бы знать побольше о своем финансовом положении, чтобы избежать проблем в будущем.
Начать можно с посещения офиса "Мои документы". Там с февраля по апрель будут работать специалисты московских налоговых инспекций. У них можно будет проконсультироваться по поводу своей задолженности перед казной. А также узнать, сколько вы сами можете получить от казны в виде налоговых вычетов. В какие именно дни будут работать специалисты ФНС вам подскажут в ваших районных МФЦ. Не копите долги. Ни в бизнесе, ни в семейном бюджете.