Вчера посмотрели занимательный фильм "Испытание огнём" (2021). Фильм основан на реальных событиях и посвящён истории Тодда Вилингема - мужа и отца троих девочек, которые трагически погибли в пожаре перед Рождеством. Тодд был с ними в тот день, однако он не сумел спасти дочерей.
Тодд имел не очень положительное прошлое, что, вероятнее всего, сыграло значительную роль в том, что происходило дальше. Его осудили и приговорили к смертной казни за убийство дочерей на основании показаний экспертов, утверждавших, что причиной пожара стал поджог.
Здесь стоит упомянуть, что виновным Тодда посчитали ещё до того, как эксперты начали осматривать дом после пожара. И по этой причине они искали подтверждения того, что отец намеренно устроил пожар.
Ни показания жены Тодда, где она говорила о том, как он любил своих детей, ни указания на то, что, в общем-то, улик, доказывающих поджог, нет, - не возымели действия.
Если у тебя прошлое "плохого человека", то легко сделать тебя монстром в глазах всего штата Техас.
Тодд провёл ещё долгих 12 лет в камере смертников, подавая аппеляции. Когда в 2004 году, спустя 12 лет после вынесения приговора, уважаемый эксперт в сфере расследования пожаров дал своё заключение, говорившее о том, что причиной пожара стало возгорание в обогревателе, это заключение усилиями неравнодушных людей оказалось на столе у губернатора Перри. Однако губернатор его даже не прочитал. Политик вообще был ярым сторонником смертной казни, и за срок его пребывания было осуждено наибольшее количество людей.
К чему я это всё? США остаётся одной из немногих стран, где в 10ти штатах остаются и приводятся в исполнение приговоры о смертной казни. В остальных штатах казнь либо никогда не применялась, либо на неё был наложен мораторий, благодаря которому в течение последних 10ти лет там не был казнён ни один человек.
В связи с этим я задалась очень интересным вопросом: почему мы, люди, божьи создания, решили, что мы можем определять, кому жить, а кому умирать? Как мы вывели критерии, на основании которых чья-то душа может заслужить лишение жизни? И, учитывая, что в США сейчас каждый 25й осуждённый за смертную казнь оказывается невиновным, как мы можем быть уверены в том, что кто-то заслуживает смерти, что бы он ни совершил?
Нужно ли отвечать смертью на смерть, если речь идёт о виновном человеке?
И что делать с ошибками системы, из-за которых в 2004 году Тодд Вилингем был казнён, а спустя 5 лет эксперты подтвердили версию того, что пожар возник в результате случайности?
Система не совершенна. Она не совершенна в обе стороны: отправляя на смертную казнь невиновных и помогая виновным избежать наказания (посмотрите фильм "Красивый, плохой, злой" - он о вторых случаях).
За период с 1973 по 2023 год в США из камер смертников со снятием обвинений были выпущены 196 человек. Это были невиновные люди, освобождённые в момент, когда появились новые подробности их дел. Это были невиновные люди, которые провели годы и десятилетия в камерах смертников и ожидающие исполнения приговора.
И если система не совершенна, то почему мы до сих пор ее применяем? Почему мы подумали, что жизнь, данная нам Богом, может быть отнята нами только на основании того, что мы так решили? И если мы не можем быть на 100% уверены в том, виновен человек или нет, то можем мы лишать его жизни?
Обладаем ли мы вообще таким правом - лишать кого-то жизни, даже если этот человек лишил жизни другого?
*кстати, судебные работники, приводящие смертный приговор в исполнение, не являются профессиональными медиками, так как медикам этически запрещено лишать жизни кого бы то ни было. И эти работники часто ошибаются в дозировках смертельных инъекций, обрекая находящегося в сознании заключённого на мучительную смерть от удушья.
Если отвечать злом на зло, станет ли зла меньше?