После просмотра фильма "Остров Бергмана" (2021) я оценила его на 5/10 на Кинопоиске. "Очередная история про быт двух людей", - подумала я. И только начав обсуждать этот фильм с подругой, я поняла, что вопросов больше, чем ответов. Перечитав кучу статей и посмотрев интервью с режиссером, я кардинально поменяла свою оценку в высшую сторону.
В этой статье я не буду пересказывать сюжет фильма или отсылки к Бергману - таких статей полно в интернете, а опишу субъективное объяснение концовки, и моменты в фильме, которые можно было пропустить
! Будут спойлеры
3 уровня реальности
С фильмом связаны 3 уровня реальности:
- Крис и Тони - главные герои фильма
- Эми и Джозеф - герои сюжета Крис
- Миа Хансен-Лёве - режиссер фильма из реального мира, и люди ее окружающие
Пока это может показаться непонятным, но по мере чтения станет ясно, что я имею ввиду
Переплетения реальностей
В фильме Бергмана "Персона" жизни главных героинь сливаются, их сознания проникают друг в друга. В фильме "Остров Бергмана" видится похожий прием режиссера - переплетения нескольких уровней реальности. Вторая половина фильма начинает запутывать зрителя, который перестает понимать в каком времени и месте истории он находится.
Тони: Осталось найти концовку
Крис: Но у меня затык. Ты не поможешь?
Тони: Извини, я не тот, с кем тебе стоило бы это обсуждать
Крис: Почему?
История Эми - это история Крис. Крис - сценарист, Эми - режиссер. Крис во время фильма обращает внимание на то, что у Бергмана были дети от разных браков, и в ответ на реплику "У женщины бы так не вышло", отвечает "А я бы не прочь родить 9 детей от 5 разных мужчин". Джозеф после постельной сцены с Эми говорит ей "Ты хотела двух детей от двух мужчин сразу - это же бред какой-то".
А еще история Крис - это история самой Мии Хансен-Лёве. Мия состояла в отношениях с режиссёром Оливье Ассаясом, у них есть общая дочь.
Эпилог: Сцена 1
После отъезда мужа Крис остается одна, открывает свой блокнот и открывает пустой "Эпилог". После этого реальности фильма начинают переплетаться не только в сюжетных линиях персонажей, но и в плоскости фильма.
Кадр размывается и Крис просыпается на месте Эми :
В кармане у Крис записка LAUTER, которую передал Эми жених ее подруги:
В доме главная героиня встречает Хампуса:
Хампус - реальный человек, с которым Миа Хансен Лёве познакомилась на том самом острове. В фильме она сохранила ему имя и историю их знакомства. Хампус возил Мию по острову так же как Хампус возил и Крис. Также Хампус появляется и в сюжетной линии Эми: он подходит к ней и предлагает сыграть в алкогольную настольную игру.
В этой линии его так же зовут Хампус. И нам не объясняется из чьей он жизни (Эми, Крис или Мии?) и откуда она его знает.
Их разговор в доме мог бы происходить с любой из героинь. По некоторым деталям можно предположить, что это скорее всего Крис. Они разговаривают про дом Бергмана, про то, что героиня не может закончить сценарий, и про то, что на лавочках лежат овечьи шкуры - а именно их Хампус рассматривал вместе с Крис.
Героиня ложится спать на овечью шкуру.
Эпилог: Сцена 2
- Андерс?
- Привет, Крис
- Я даже не сразу поняла где я ... Все так перемешалось ...
В сцене, где Крис просыпается, появляется Андерс - актер, сыгравший роль Джозефа в сценарии и актер из фильма Мии.
Андерс: Да, мы все устали, но скоро доснимем
Речь идет о фильме Крис, который снимается по ее сценарию или о фильме Мии, который мы смотрим в данный момент?
Андерс: Ты могла бы сделать в доме Бергмана сцену со мной
Крис: Я пыталась, но твоему персонажу не за чем сюда приходить
Из-за того, что Крис одета в ту же одежду, создается впечатление, что прошло время только ее сна. При этом по изменения в интерьере подсказывают нам, что прошло гораздо больше времени - рядом с часами уже стоят осветительные приборы. Их не было, когда Крис только входила в дом.
То, что Андерс реальный актер, помогает понять и сцена его прощания с актрисой, игравшей Эми.
Жена с детьми встретят в аэропорту?
В сцене прощания Андерса и Крис происходит странный диалог:
Андерс: Что, даже не проводишь меня?
Крис: Я застряла
Также герои держатся за руки как Джозеф и Эми:
Андерс: Спасибо за всё
Крис: Не благодари
Этот диалог напоминает нам прощание Эми и Джозефа.
В конце фильма нам показывают как машина Андерса/Джозефа уезжает из жизни Крис/Эми, но возвращается машина Тони - мужа Крис с их дочкой.
Итог
В фильме не хочется выискивать единственно верное толкование увиденного или тайные смыслы. Можно придумать тысячу теорий, но хочется просто насладиться эстетической стороной. В эпилоге судьбы героинь сложно различимы, и из-за этого возникает особенное, некое метафизическое восприятие обычных казалось бы сцен. Нам нужно откинуть логику и рационализм и насладиться двойственностью, даже тройственностью картины. Искусство здесь схоже с философией. Философия - это любовь к мудрости, но не мудрость; искусство здесь так же задает вопросы, но не дает ответы.
Мое понимание концовки заключается в том, что героиня Крис прощается со всеми своими страхами и "неуверенностями", прощаясь с Джозефом/Андерсом. И в финале она приходит к тому, о чем в самом начале и говорила, размышляя о судьбе Бергмана - ей удалось совместить и карьеру, и заботу о семье - фильм отснят, а муж и дочь находятся рядом с ней.