Найти тему
Наташа Смотрит

Остров Бергмана. Объяснение концовки

Оглавление

После просмотра фильма "Остров Бергмана" (2021) я оценила его на 5/10 на Кинопоиске. "Очередная история про быт двух людей", - подумала я. И только начав обсуждать этот фильм с подругой, я поняла, что вопросов больше, чем ответов. Перечитав кучу статей и посмотрев интервью с режиссером, я кардинально поменяла свою оценку в высшую сторону.

В этой статье я не буду пересказывать сюжет фильма или отсылки к Бергману - таких статей полно в интернете, а опишу субъективное объяснение концовки, и моменты в фильме, которые можно было пропустить

! Будут спойлеры

3 уровня реальности

С фильмом связаны 3 уровня реальности:

  1. Крис и Тони - главные герои фильма
  2. Эми и Джозеф - герои сюжета Крис
  3. Миа Хансен-Лёве - режиссер фильма из реального мира, и люди ее окружающие

Пока это может показаться непонятным, но по мере чтения станет ясно, что я имею ввиду

Я, когда пытаюсь разобраться, что происходит в конце фильма
Я, когда пытаюсь разобраться, что происходит в конце фильма

Переплетения реальностей

В фильме Бергмана "Персона" жизни главных героинь сливаются, их сознания проникают друг в друга. В фильме "Остров Бергмана" видится похожий прием режиссера - переплетения нескольких уровней реальности. Вторая половина фильма начинает запутывать зрителя, который перестает понимать в каком времени и месте истории он находится.

Тони: Осталось найти концовку
Крис: Но у меня затык. Ты не поможешь?
Тони: Извини, я не тот, с кем тебе стоило бы это обсуждать
Крис: Почему?
-2

История Эми - это история Крис. Крис - сценарист, Эми - режиссер. Крис во время фильма обращает внимание на то, что у Бергмана были дети от разных браков, и в ответ на реплику "У женщины бы так не вышло", отвечает "А я бы не прочь родить 9 детей от 5 разных мужчин". Джозеф после постельной сцены с Эми говорит ей "Ты хотела двух детей от двух мужчин сразу - это же бред какой-то".

А еще история Крис - это история самой Мии Хансен-Лёве. Мия состояла в отношениях с режиссёром Оливье Ассаясом, у них есть общая дочь.

Эпилог: Сцена 1

-3

После отъезда мужа Крис остается одна, открывает свой блокнот и открывает пустой "Эпилог". После этого реальности фильма начинают переплетаться не только в сюжетных линиях персонажей, но и в плоскости фильма.

Кадр размывается и Крис просыпается на месте Эми :

-4

-5

В кармане у Крис записка LAUTER, которую передал Эми жених ее подруги:

-6
-7

В доме главная героиня встречает Хампуса:

-8

Хампус - реальный человек, с которым Миа Хансен Лёве познакомилась на том самом острове. В фильме она сохранила ему имя и историю их знакомства. Хампус возил Мию по острову так же как Хампус возил и Крис. Также Хампус появляется и в сюжетной линии Эми: он подходит к ней и предлагает сыграть в алкогольную настольную игру.

-9

В этой линии его так же зовут Хампус. И нам не объясняется из чьей он жизни (Эми, Крис или Мии?) и откуда она его знает.

Их разговор в доме мог бы происходить с любой из героинь. По некоторым деталям можно предположить, что это скорее всего Крис. Они разговаривают про дом Бергмана, про то, что героиня не может закончить сценарий, и про то, что на лавочках лежат овечьи шкуры - а именно их Хампус рассматривал вместе с Крис.

Героиня ложится спать на овечью шкуру.

Эпилог: Сцена 2

- Андерс?
- Привет, Крис
- Я даже не сразу поняла где я ... Все так перемешалось ...

-10

В сцене, где Крис просыпается, появляется Андерс - актер, сыгравший роль Джозефа в сценарии и актер из фильма Мии.

-11
Андерс: Да, мы все устали, но скоро доснимем

Речь идет о фильме Крис, который снимается по ее сценарию или о фильме Мии, который мы смотрим в данный момент?

Андерс: Ты могла бы сделать в доме Бергмана сцену со мной
Крис: Я пыталась, но твоему персонажу не за чем сюда приходить

Из-за того, что Крис одета в ту же одежду, создается впечатление, что прошло время только ее сна. При этом по изменения в интерьере подсказывают нам, что прошло гораздо больше времени - рядом с часами уже стоят осветительные приборы. Их не было, когда Крис только входила в дом.

Во время входа в дом
Во время входа в дом
Во время покидания дома. Те же часы. но слева появляются приборы для съемки фильма
Во время покидания дома. Те же часы. но слева появляются приборы для съемки фильма

То, что Андерс реальный актер, помогает понять и сцена его прощания с актрисой, игравшей Эми.

Жена с детьми встретят в аэропорту?
-14

В сцене прощания Андерса и Крис происходит странный диалог:

Андерс: Что, даже не проводишь меня?
Крис: Я застряла

Также герои держатся за руки как Джозеф и Эми:

Андерс и Крис в конце фильма
Андерс и Крис в конце фильма
Джозеф и Эми в середине фильма
Джозеф и Эми в середине фильма
Андерс: Спасибо за всё
Крис: Не благодари

Этот диалог напоминает нам прощание Эми и Джозефа.

В конце фильма нам показывают как машина Андерса/Джозефа уезжает из жизни Крис/Эми, но возвращается машина Тони - мужа Крис с их дочкой.

Итог

В фильме не хочется выискивать единственно верное толкование увиденного или тайные смыслы. Можно придумать тысячу теорий, но хочется просто насладиться эстетической стороной. В эпилоге судьбы героинь сложно различимы, и из-за этого возникает особенное, некое метафизическое восприятие обычных казалось бы сцен. Нам нужно откинуть логику и рационализм и насладиться двойственностью, даже тройственностью картины. Искусство здесь схоже с философией. Философия - это любовь к мудрости, но не мудрость; искусство здесь так же задает вопросы, но не дает ответы.

Мое понимание концовки заключается в том, что героиня Крис прощается со всеми своими страхами и "неуверенностями", прощаясь с Джозефом/Андерсом. И в финале она приходит к тому, о чем в самом начале и говорила, размышляя о судьбе Бергмана - ей удалось совместить и карьеру, и заботу о семье - фильм отснят, а муж и дочь находятся рядом с ней.