Сегодня о фантастике. И жанре необычном, похожем на альтернативную историю, но отличающемся лишь тем, что в качестве основы берется один конкретный легендарный объект - Вавилонская башня. Со дня первого упоминания в религиозных текстах, башня не давала покоя людям и особенно писателям, которые видели в ней не просто огромное здание, а некий символ бесконечности и соединения небесного и земного. На то обстоятельство, что возможный прототип (если он был и это не аллегория) вряд ли превышал в высоту пару этажей обычно авторы глаза закрывают. В из произведениях Башня - именно та, поражающая воображение своей дерзостью и масштабами из библейских текстов и картины Питера Брейгеля. Только еще больше и масштабнее.
Говоря о фантастической литературе, посвященной Башне, на ум сразу приходят два произведения, совершенно различные по объему, заложенной мысли и качеству изложения. Это, конечно, повесть Тэда Чана "Вавилонская башня" и "Вавилонские книги" Джосайи Бэнкрофта . Сразу скажу, что сравнивать из между собой не совсем корректно. Повесть Чана - глубоко философское произведение, хоть и насыщенное запоминающимися описаниями Башни. В то же время цикл книг Бэнкрофта - больше приключенческий стимпанк, не лишенный при этом глубины. Но я все же противопоставлю их, но не в плане художественной ценности, а как две попытки описать нечто загадочное и немыслимое.
Если кто-тоне читал Тэда Чана, то я очень рекомендую. Из тех случаев, когда каждый рассказ - научный и философский шедевр. И начинать можно как раз с повести "Вавилонская башня". Тут небольшой объем, но очень яркий и насыщенный мир. Мы видим не то чтобы прошлое, но и не настоящее - некий мир не сильно изменившийся географически и остановившийся примерно на уровне начала ХХ века. Тут есть Эламская земля и прочие библейские объекты, есть и, естественно, Башня, и она достигла неба. Небо в повести - голубая каменная твердь, под которой местами плещутся в полостях скрытые моря, называемые Хляби Небесные. Что же касается луны, Солнца и звезд - они проходят мимо башни, опаляя ее стены, а звезды изредка врезаются в кладку и застревают в ней шипя как раскаленные угольки. Но это все условности. Главное - смелая идея человека-победителя - пробить небо насквозь и посмотреть что там за ним.
Повесть запоминается надолго, как описаниями устройства и внутренностей башни, а также странного для нас, но привычного для героев книги мира, так и неожиданной концовкой. И кажется, что после такого подхода к библейской истории нет никакого смысла писать об этом что-то еще, как о любви двух подростков из враждующих семей после Шекспира.
Но Джосайя Бэнкрофт постарался и написал свою историю. И мир в ней поразительно похож на мир из повести Чана. Все те же названия странных мест и государств (как Ур, например), но главное в этом мире - его устройство. Он (социально, а не внешне) похож на раковину, где вместо водостока Вавилонская Башня - сосредоточение науки, власти, искусства, культуры и денег, и все и всё стекается в этот центр и больше не покидает его.
Башня Джосайи Бэнкрофта велика настолько, что никто не знает где она заканчивается и сколько в ней этажей. Ее окружает кольцом невероятной величины рынок, на котором можно потеряться сделав лишь пару шагов. Башня поделена на сегменты, каждый из которых - отдельный город со своими законами, властью и безумием. Вдоль стен летают воздушные корабли, а по ее поверхности ползают ремонтные паровые механизмы. А внутри царит нечто не поддающееся логике - то ли Кафкианский, то ли Лавкрафтовский ужас.
Книги Бэнкрофта лишены той глубинной идеи, которая есть в повести Чана, но наполнены внутренними загадками и картинами проработанного пугающего мира. Завязка истории проста: молодожены отправляются в медовый месяц к Башне, чтобы увидеть это чудо инженерии, но по понятным причинам теряют друг друга. Сбитый с толку, ограбленный и растерянный главный герой отправляется в недра башни на поиски своей молодой жены. И я бы сказал, что книги совсем не плохи как развлекательное чтиво. По крайней мере - это новый взгляд на древнюю, но еще не слишком избитую в литературе историю.
Очень косвенно можно упомянуть и "Обреченный мир" Аластера Рейнольдса. И хоть это уже твердая НФ, но в ней та же идея - гигантская башня-мир до неба, поделенная на города, подножье которой прозябает в хаосе, первые уровни живут на использовании лошадей, второй - на силе пара, а следующие - киберпанковские, нанопанковские и прочие уровни до самой вершины, которой правят "ангелы". Хоть башня и далеко не Вавилонская и к легенде отношения не имеет, но также рекомендую к прочтению на досуге.