Музей Рерихов в Санкт-Петербурге

256 прочитали
Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове. Открывается он в 11 утра, так что у нас было время и выспаться, и пофотографировать замороженную Неву по пути.

К открытию мы были на месте. Первое же, что увиделось с порога особняка — фантастическая плитка с рисунками у лестницы. Почему-то мы не удосужились сфотографировать её — устремились вниз, в гардероб. Быстрее снять с себя вороха одежды, получить билеты и начать осмотр!

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-3
Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов размещается на Васильевском острове, в старинном особняке академика М.П.Боткина, где не раз бывал Н.К.Рерих. Основу мемориальной экспозиции музея-института составляет наследие, сохранённое племянницей Е.И.Рерих Людмилой Степановной Митусовой и её семьёй. За несколько лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов. На сегодняшний день его фонды насчитывают около 15 тысяч предметов, среди которых личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие культурные сокровища, отражающие широкий контекст жизни и творчества семьи Рерихов.
Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-4

На первом этаже нашим взорам предстали горные пейзажи — небольшие картины темперой, звонкие и точные, удивительные в своей лаконичности. Стоило отойти на несколько шагов от работы — и вот уже быстрый рисунок делается самым настоящим фрагментом горной местности, живым, всамделишным. Мерцают светом небеса, наполняются рефлексами тени, гордо белеют снежные вершины…

«Гималаи» — это автономный раздел большой выставки «Держава Света», собраный в отдельном зале музея. В нём представлены 50 гималайских этюдов «мастера гор», раскрывающих в полноте и разнообразии этот удивительный уголок земли, откуда «посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество».

Мы переходили от картины к картине, то подходя ближе, то отходя и ловя ракурсы без бликов стекла, то любуясь экспозицией в целом. Портрет Николая Рериха авторства его сына Святослава занимал в экспозиции центральную часть.

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-7

Мы посмотрели фотографии работ Рериха, лежащие на столе, снова прошлись вдоль рядов горных пейзажей. Оторваться от их разглядывания было сложно…

Сотрудница музея рассказала нам о том, что, к сожалению, третий этаж с основной частью выставки «Держава Света» сегодня закрыт для посещения. Сильные морозы в сочетании с открытыми дверями вызвали повышение влажности в помещениях этажа, и потому они будут открыты к посещению только дня через три. Увы, как ни жаль, но мы понимали, что едва ли попадём сюда через три дня. Что ж! Нам предстоял ещё осмотр второго этажа музея...

Мы вышли на лестницу — и замерли в удивлении! Лестница оказалась декорирована искуснейшей резьбой по дереву. Растительные орнаменты, фантастические звери, ангелы — всё это сплеталось в такое роскошество, что некоторое время мы не могли подняться на второй этаж, увлечённо изучая это чудо.

А поднявшись наконец, ахнули уже на пороге зала. Тут царила такая яркая красота! Большая декорация в русском стиле служила камертоном наполнявшей зал рождественской ауры.

И ёлка, и светящийся тёплым светом вертеп под новогодним пейзажем на экране, и роскошные камины, и чудная мебель, и детские игрушки — всё это слагалось в какой-то восхитительный, праздничный ансамбль.

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-12
Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-13

Сияли огнями люстры под затейливыми потолками, а со стен глядели семейные фото, и лики икон, и звонкие витражи… Мы вошли в зале через потрясающей красоты резные деревянные двери, и словно погрузились в иной мир, в иную эпоху, где писались волшебные картины, и сочинялись декорации и костюмы для спектаклей, где дети качались на деревянной лошадке, а в комнатах стояли тонкой работы восточные ширмы, и резные деревянные шкафы, и статуэтки, привезённые из странствий в дальние и удивительные страны. При этом постоянная экспозиция музея посвящена именно российскому периоду жизни и творчества семьи Рерихов.

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-14
Имя Николая Константиновича Рериха неразрывно связано с Санкт-Петербургом, где он родился и прожил 43 года. Выпускник гимназии им. К.И.Мая, Петербургского университета и Академии художеств, Н.К.Рерих стал одним из символов культуры рубежа XIX-XX вв. Елена Ивановна родилась в семье петербургского архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урождённой Голенищевой-Кутузовой. Она также являлась одной из лучших представителей российской, петербургской культурной элиты. Сыновья Юрий и Святослав стали выдающимися деятелями науки и искусства: один выдающимся востоковедом, другой — признанным во всем мире художником.
Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-15
Именно в Петербурге осталась часть наследства, близкие родственники. Именно благодаря им удалось открыть музей. В экспозиции посетители могут увидеть личные вещи семьи, мемориальную мебель, подлинные предметы живописи и графики Николая Рериха, археологические находки, декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX вв., фотографии и другое наследие, которое отражает петербургский контекст жизни и творчества Рерихов. Многие предметы прошли реставрацию и предстанут перед посетителями в новом облике.
Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-16

Экспозиция состоит из нескольких разделов: «Петербургские адреса семьи Рерихов», где представлены предметы из квартиры Рерихов на наб. Мойки, дом 83, которую семья занимала в то время, когда Николай Константинович был директором школы ИОПХ; «Педагогическая и просветительская деятельность Н. К. Рериха», посвящённого деятельности в Императорском Обществе поощрения художеств 1898–1917. Здесь представленны: автографы художников, писателей из архива Н. К. Рериха, работы преподавателей и выпускников ИОПХ; «Н.К.Рерих и театр» — оформленного под сцену. Основной тематический акцент сделан на работе Н.К.Рериха над постановками в России; «В начале великого пути» —  экспонаты рассказывают о детских годах разных представителей семьи Рерихов и их родственников: Митусовых, Римских-Корсаковых, Потоцких. Среди предметов: мемориальная мебель, подлинные детские работы Юрия и Святослава Рерихов. «Хранители рериховского наследия. Мемориальное собрание С. С. Митусова» — эта экспозиция — дань уважения Л.С.Митусовой — племяннице Е.И.Рерих. Её усилиями в годы блокады была сохранена значительная часть предметов из квартиры Рерихов. В 2001 году на базе этого собрания был организован Музей-институт семьи Рерихов. Часть зала решена в виде интерьера квартиры Л.С.Митусовой.

Создатели экспозиции отошли от традиции: в ней нет ни одного поясняющего текста, убраны даже этикетки. Это сделано для того, чтобы стимулировать активность посетителей музея, которые, по задумке организаторов, должны вести себя здесь активно, находя информацию самостоятельно с помощью мультимедийных устройств.

Поэтому осмотр экспозиции для нас, незнакомых с окружением Рерихов, превратился в квест — чьи это картины, почему они здесь, при чём тут эти тексты и почему они спрятаны в потайные полочки витрин, кто все эти люди на фотографиях?.. Привлекла, кстати, детская фотография 1914 года, на которой запечатлены сёстры Злата, Людмила и Татьяна Митусовы.

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-18

В кольце блокады и на Ленинградском фронте погибли многие члены этой семьи. В январе 1942 года ушел из жизни Степан Степанович Митусов — двоюродный брат Елены Ивановны, верный друг Рерихов, их многолетний сотрудник, музыкант, педагог. Из большой семьи в 8 человек (три поколения) в живых остались только Людмила и Татьяна — дочери Степана Степановича. В годы блокады они смогли сохранить наследие Рерихов, которое стало основой для создания музея в Санкт-Петербурге. Людмила Степановна Митусова была бойцом местного 339 батальона Местной противовоздушной обороны Ленинграда, награждена медалью «За оборону Ленинграда», другими памятными знаками и отличиями.

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-19

В экспозиции второго этажа мы застали выставку одной работы из собрания Национального музея Республики Алтай имени А.В.Анохина — возрождённый санкт-петербургскими реставраторами подготовительный эскиз к дипломной композиции Н.К.Рериха «Гонец. Восстал род на род» 1897 года.

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-20

Сама картина была восторженно принята критикой, её отмечают И.Е.Репин и С.П.Дягилев, покупает для своей галереи П.М.Третьяков, а впоследствии Л.Н.Толстой напутствует молодого художника: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт».

Именно картина «Гонец. Восста род на род» положила в 1897 г.начало коллекции Рериха в Третьяковской галерее. И, конечно, она представлена сейчас на выставке к 150-летию Н.К.Рериха на Крымском валу.

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-21

Сам художник много позже с большой любовью описал свою встречу  и состоявшийся разговор с основателем Третьяковской галереи: «На конкурсную выставку приехал Третьяков. Наметил для Москвы: Рушица, Пурвита и моего «Гонца». Было большое ожидание. Наконец, Третьяков приходит: «Отдадите «Гонца» за 800 рублей?» А от стоит тысячу. Пришёл Третьяков ко мне в мастерскую. Распрашивал о дальнейших планах. Узнал, что «Гонец. Восстал род на род» — первая из серии «Славяне». Просил извещать,когда остальные будут готовы. Жаль, скоро умер, и серия распалась».

Репродукция эскиза фрески Н.К.Рериха "Царица Небесная". 1930-1950
Репродукция эскиза фрески Н.К.Рериха "Царица Небесная". 1930-1950
Репродукция рисунка Н.К.Рериха "Девушка". 1912
Репродукция рисунка Н.К.Рериха "Девушка". 1912
Репродукция эскиза Н.К.Рериха "Снегурочка"
Репродукция эскиза Н.К.Рериха "Снегурочка"
Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-25

А ещё мы осмотрели выставку работ Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой, ученицы Николая Рериха и супруги Ивана Яковлевича Билибина.

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-26

Одна из лучших учениц Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, председателем которого Рерих был в 1901-1906 годах, она была награждена поездкой по городам Русского Севера, а также командировкой за границу, обучалась в Парижской Академии Рансон.

Щекатихина помогала Николаю Рериху в создании росписей храма св. Духа для имения княгини М.К.Тенишевой, в разработке эскизов костюмов и декораций для «Снегурочки», балета «Весна священная», оперы «Князь Игорь». Её авторству принадлежит оформление опер «Рогнеда», «Сказка о царе Салтане» и других.

С 1918 года Щекатихина работала на Государственном фарфоровом заводе, создав множество интереснейших по сюжету и мастерству исполнения работ.

Мы имели возможность видеть на выставке её эскизы, рисунки и фарфор, а также — работы И.Я.Билибина.

Пласт с портретом художника А.В.Щекатихиной. И.С.Олевская. 1987
Пласт с портретом художника А.В.Щекатихиной. И.С.Олевская. 1987

Завершается экспозиция второго этажа залом, посвящённом живописи Святослава Николаевича и экспедициям Юрия Николаевича Рерихов.

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-31

Мы с любопытством поизучали витрины, полистали альбомы — потом вышли на лестницу, ещё раз вздохнули у закрытой двери на третий этаж, и отправились в гардероб кутаться в шарфы, кофты и пуховики перед выходом в лютый питерский мороз...

4 января 2024 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Первой целью нашего третьего дня питерских новогодних каникул был визит в Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове.-33