В конце месяца – 27 февраля – у народного артиста Российской Федерации Авангарда Леонтьева день рождения. Дата не круглая, но это не имеет ни малейшего значения. Вдогонку августовскому фестивалю «Горький» (2023) я хочу поделиться впечатлением о том, как актер исполнял моноспектакль «Детство».
О, очнулась, скажете вы, и будете, конечно, правы. Я очень ленива (хотя любопытна, применимо к знаменитой пушкинской фразе: «Мы ленивы и не любопытны»). Однако эмоции, которые я испытала летом при встрече с талантом Авангарда Леонтьева, до сих пор не оставляют меня, и – вот – решила использовать дату рождения как повод, чтобы напомнить о Мастере, «мастодонте», практически «последнем из могикан», если подразумевать под этим сравнением великолепную школу дореволюционных и советских театральных актеров, конкретно - актеров-мхатовцев.
Фестиваль «Горький» проходил в Центральном парке культуры и отдыха – главном парке страны. В один из дней фестиваля по соседству, в Новой Третьяковке, народный артист России Авангард Леонтьев читал главы из хрестоматийной повести Максима Горького «Детство».
Все мероприятия празднества «Горький в Парке Горького» в честь 155-летия писателя (самому парку его имени исполнилось 95 лет) проходили бесплатно, надо было лишь зарегистрироваться на сайте. Я опоздала: на моноспектакль «Детство» запись была прекращена. Накануне выступления Авангарда Николаевича я пришла в Новую Третьяковку и начала канючить, типа в Интернете было объявление, что на спектакли фестиваля можно пройти и без регистрации, но в последнюю очередь, без гарантии, что для нерасторопных найдутся свободные места. Пропустите меня, просила я, самой последней, я согласна постоять, буду стоять тихонько. Оказалось, именно для этой площадки – 16 зала экспозиции Новой Третьяковки - такого не предусмотрено.
Ну, позвоните устроителям спектакля, не отставала я от администратора (выставочный зал на Крымском Валу только предоставлял место, в организации мероприятия не участвовал), пусть добавят меня в список: один человек не сделает погоды в зале; наверняка, кто-то запишется и не придет, ведь больше никто не стоит у вас над душой и не просит так. Администратор Ксения записала мой номер телефона и обещала перезвонить после разговора с координаторами. Я, не полагаясь на новейшие средства коммуникации, не ушла из здания и осталась ждать ее на прежнем месте. Вернувшись, Ксения покачала головой: нет, нельзя.
Однако не успела я выйти из здания Новой Третьяковки и сесть на скамейку поправить шнурок, как – о, чудо! – Ксения позвонила мне, сказав, что кураторы встречи Авангарда Леонтьева со зрителями изменили решение насчет меня. Они передали, что завтра я могу прийти в Новую Третьяковку, где ко мне подойдет кто-то из организаторов проведения спектакля. И на следующий день меня встретила милая приветливая молодая женщина, но так как мне было неловко перед ней надевать очки и коситься на бейджик, а без очков я могла разглядеть имя, только уставившись на белый квадратик в упор, чего я позволить себе не могла, я даже не знаю, кому сейчас передать слова благодарности.
Потом я осталась одна сидеть и ждать в холле Новой Третьяковки, уже закрытой для посетителей. Авангард Николаевич пришел без десяти минут шесть и больше часа репетировал. Я тихой сапой поднялась на четвертый этаж – благо, меня не остановил ни один охранник, ни смотрительницы залов, спасибо им за это! - и, встав у проема зала № 16, затаив дыхание внимала тому, что могла услышать. Зарегистрированные на сайте счастливчики начали собираться около 19 часов.
И тут я сделала неверный шаг. В буквальном смысле. Как только Авангард Леонтьев вышел после репетиции из зала, я, хотя приглашения еще не последовало, вошла и уселась на первый ряд четко напротив микрофона, стоящего примерно в двух метрах от моего стула. За мной не мешкая вошли все остальные и за минуту заняли первый ряд.
Поэтому вошедший юноша в черной униформе с надписью: «Горький +», призванный передать зрителям распоряжение: «Первые места не занимать», застыл в изумлении. Я задала ему работы. Все держали оборону, не желая освобождать первый ряд для VIP (очень важных персон), которые не спешили, в отличие от нас, совсем не важных, в зал. Потом все же ранние зрители очень неохотно стали перемещаться на второй ряд, на всякий случай оставляя на первом вместо себя рюкзаки по преимуществу. Затем дело пошло быстрее, потому что подходившие люди могли скоро занять уже и весь второй ряд.
Короче, натиск выдержала только я. Надо сказать, первые десять минут юноша ко мне и не обращался. И вдруг, когда пришедшие расселись уже до пятого ряда, тихо попросил меня уйти. Ну, куда же теперь я могла уйти?! Идти мне было некуда, нет и нет. Он стал настаивать, хотя очень тихо и вежливо «Я тоже приглашенная», - пояснила я. Он попросил назвать фамилию. «Меня пригласила администратор Новой Третьяковки Ксения» (простите, Ксения!).
Мое пояснение не слишком удовлетворило молодого человека. «Пожалуйста, пересядьте», - снова повторил он, хотя менее уверенно. Я оглянулась, более внимательно оглядев зал, и мое сердце екнуло. Было уже семь вечера, вот сейчас должен был выйти исполнитель, а половина зала была пустой. Примерно половина. Это был испанский стыд. Такой уважаемый артист! Где люди? За что я вынесла вчера и сегодня столько баталий и волнений?
«Почему регистрация была прекращена, а зал наполовину пустой? – в свою очередь перешла я в наступление. - Говорили, больше некуда записывать. Представляете, сколько еще людей хотели бы прийти, а им сказали, что регистрация завершена?» Мой сосед VIP тоже оглянулся. «А и правда! – несколько удивленно протянул он. - Почему людей мало?» - «Я не знаю, я тут ни при чем»
Так бывает всегда. В любой ситуации – я сейчас имею в виду не конкретное мероприятие – кого ни спросишь, все оказываются ни при чем. Но этот косяк был явно не уровня компетенции парнишки в униформе.
Мое положение претендующей не на свое место спас вышедший к зрителям народный артист России Авангард Леонтьев. После приветствия с его стороны и ответных аплодисментов он окинул взглядом зал и пошутил: «Половина зрителей, мне сказали, направились в Лаврушинский переулок (адрес Третьяковской галереи - Л.), сейчас они подтянутся».
Как могли устроители допустить такую оплошность? Тем более мероприятие проходило не на улице, тем более такой прославленный актер и театральный педагог – не начинающий карьеру выпускник театрального училища. Почему зрители, записавшиеся, скорее всего, по привычке, на халяву, ЧТОБЫ БЫЛО, не отменили свою регистрацию, когда поняли, что не пойдут в тот вечер в Новую Третьяковку? Такая опция на сайте была. И я, собравшаяся с дочерью поначалу на другой спектакль фестиваля (не особо надеясь, что мне позволят прийти на выступление Авангарда Леонтьева), отменила регистрацию на прежнее мероприятие. И мне тут же прилетела обратная связь с вопросом, почему я переменила решение: иду на другое мероприятие, не понравилось предыдущее, и я решила больше не ходить и т.д.?
Очень грустно бывает, когда видишь, как люди не уважают других людей. Если бы это чего-то стоило, скажем, билеты в театр, так пошли бы сдавать их и возвращать свои деньги. А тут… Ну, зачем себя обременять и тратить минуту-другую на отмену регистрации?! Я сидела, и мне было стыдно поначалу взглянуть на актера, хотя лично моей вины здесь не было.
Что касается меня самой, я знала, за что боролась. И мне воздалось сполна. Как прекрасно, с какой экспрессией читал Авангард Леонтьев эту классическую повесть по памяти, не просто читал наизусть – играл! А поначалу показал слайды, рассказал о музеях Горького в Нижнем Новгороде, один из которых – сохранившийся дом деда Алеши - Василия Каширина. Всего в нескольких предложениях, но так, что сразу же захотелось поехать туда.
Конечно же, я читала «Детство» Горького. Правда, это было очень давно. Особенно хорошо помню «страшное» в те годы для меня начало: мертвый отец на полу с прикрытыми медяками глазами и тут же, на виду у трехлетнего Алеши, начавшиеся от горя роды матери. Но в целом повесть порядком забылась. Возможно, поэтому, чтение Авангарда Леонтьева меня просто ошеломило.
После окончания главы, когда зрители начали хлопать, мужчина VIP, сидевший рядом со мной, поднялся с места. Люди же встают обычно в конце. Мне было неловко, но, чтобы поддержать его, я тоже встала.
Но почему он поднялся, недоумевала я. Явно, что это было не окончание встречи. И слайды, каждый из которых прокомментировал Авангард Леонтьев, освещали жизнь Горького примерно на треть. Ну, не может он просто так все бросить и прервать повествование.
Я оказалась права. «Так, работаем чуть больше часа, садитесь», - мягко сказал Авангард Николаевич. И мы снова погрузились в атмосферу семидесятых годов ХIХ в. Благодаря таланту рассказчика герои повести «Детство» оживали как в волшебном фонаре, вырисовывались зримо, как бывало давным-давно, когда на специальной бумаге, помещенной в ванночку с проявителем, вдруг чудесным образом проступали черты людей, запечатленных на фотопленке.
Это был спектакль полноценнее очень многих спектаклей с большим количеством занятых артистов. Сам Алеша Пешков, дед - порядком самодур, очень добрая бабушка, жилец по прозвищу Хорошее дело, не вписавшийся в компанию остальных обитателей дома, потому что «другой» (один из первых уроков Алеши) – все они как будто были рядом с народным артистом РФ, мхатовцем, впитавшим самые лучшие традиции, заповеди - школу прославленного театра.
После окончания еще одной главы VIP снова встал. И снова Авангард Леонтьев с улыбкой остановил его. «Во! - подумала я. - ВИПы даже сидеть и слушать устают». А актер старой прекрасной закалки в итоге два часа десять минут стоял. Единственное, что он себе позволял иной раз, это опереться рукой о рояль. Но он ведь не просто стоял, а работал, и КАК работал! Читка была безупречной не только из-за сильного эмоционального впечатления, произведенного на слушателей. За два часа декламации огромного объема текста человек ни разу не запнулся.
В конце встречи Авангард Леонтьев сказал, что его программа существует – внимание! – ПЯТЬДЕСЯТ лет, и подготовил он ее еще в студенческие годы вместе со своим педагогом, о котором отозвался с любовью и большим уважением – народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии Дмитрием Журавлевым.
После окончания действа, я считаю, произошел еще один косяк со стороны организаторов. Народному артисту не подарили букет цветов. Я тоже пришла без цветов. Столько было волнений, попаду я на спектакль или не попаду; подойдут ко мне, как обещали по телефону администратору галереи, или не подойдут; как быть, остаться после закрытия выставочного зала в холле до спектакля или выйти на улицу; а если не подойдут, что делать?.. В такой ситуации о цветах я не вспомнила. А теперь было стыдно.
Пятьдесят лет – только подумать! Но почему за все прошедшие годы я ни разу не видела эту программу Авангарда Леонтьева по телевизору? По Первому каналу (который давно не смотрю), по каналу Россия, ну, и, конечно, по каналу Культура? Как странно! Такая мощная работа актера вообще снята на пленку? Если - да и если ее когда-нибудь показывали, - прошу прощения. Но в таком случае это было чрезвычайно редко и чрезвычайно давно.
Я возвращалась домой и мечтала. Вот если бы в программе самого главного канала, которому раньше доверяли, может, и сегодня доверяют – он же Первый! - вместо каких-нибудь заявленных «Точь-в-точь», «Трех аккордов», «Двух звезд», «Ледниковых периодов», «Голоса», а еще той передачи, где «звезды» поют со своими отпрысками – вместо всего этого взять и поставить передачу «Авангард Леонтьев читает главы повести Максима Горького «Детство»?! Без предварительного анонса, без указания изменений в программе передач.
Я ехала в метро и вдруг увидела в отражении оконного стекла напротив, что инстинктивно пригнула голову. Да, поднялся бы такой «галдеж и лай», что мало не показалось. Не буду описывать предполагаемые действия подавляющего количества зрителей, нецензурную брань, переключения на другие каналы, жалобы в инстанции и проч. Но, может быть … может быть, какая-нибудь сотня человек осталась бы у экрана, сначала ради хайпа, желания посмотреть, как будет развиваться ситуация, затем вдруг заинтересовавшись, затем удивившись, крепко задумавшись, а после передачи наконец опомнившись: Господи! Куда же мы пришли?! Во что мы вляпались и где увязли по уши?! Во что мы превратились!!
Мечты, мечты!.. Я вспомнила, как, тоже очень давно, смотрела телеспектакль «Тайна Эдвина Друда» по неоконченному роману Чарлза Диккенса. Честно говоря, я уже не помню, какая у Эдвина Друда была тайна, но смятенное лицо героя во весь экран в исполнении Авангарда Леонтьева, его выражение, вот этот кадр, картинку, - до сих пор вижу отчетливо, как будто посмотрела вчера.
А недавно я узнала, что в ноябре 2023 года на малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля «Наше все… Горький. Детство». Режиссер и исполнитель – народный артист России Авангард Леонтьев. Он так же, как и на фестивале «Горький», показывает фотографии семьи писателя и памятных мест, связанных с его судьбой, рассказывает, как Горький благодаря своему влиянию спасал жизни людей, и о его сыне Максиме, которому и посвящена повесть «Детство».
Авангард Леонтьев, народный артист России, талантливый, интеллигентный, преданный служитель театра, уважающий своего зрителя. Вспоминается строка Бориса Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, / А не шумиха и успех.» Уважаемый Авангард Николаевич, здоровья Вам и многие лета! С Днем рождения!