Найти тему
АГОЩ

Григорий Бахчиванджи: лётчик, без которого, как говорил Гагарин, «не было бы и 12 апреля 1961 года»

Оглавление

«Организованный и улыбчивый»

Григорий Яковлевич Бахчиванджи родился в 1909 году в станице Бриньковская Краснодарского края в семье греков. В возрасте 6 лет Григорий остался без матери. Мальчик хорошо пел, играл на музыкальных инструментах и много читал. Позже Бахчиванджи переехали в станицу Приморско-Ахтарскую, а затем в Мариуполь. Именно в Мариуполе началась трудовая жизнь Григория Бахчиванджи. Как писал в своих мемуарах «Триста неизвестных» лётчик Пётр Стефановский, Бахчиванджи работал паровозным машинистом, слесарил на заводе.

В 1931 году Бахчиванджи ушёл в армию, а спустя 3 года уже окончил Оренбургскую школу пилотов. Мастерство Григория Яковлевича и его высокая техническая грамотность были по достоинству оценены, поэтому вскоре он был направлен на работу в научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил. Впрочем, ценили Бахчиванджи и сослуживцы. Сержант ВВС Дмитрий Ткаченко характеризовал его как «организованного, всегда собранного, подтянутого и улыбчивого» человека. Специалист по аэродинамике Владимир Пышнов вспоминал, что Григорий Яковлевич даже не имел вредных привычек.

Военные годы

Работу Григория Бахчиванджи в НИИ прервала Великая Отечественная война. Начинал войну Григорий Яковлевич в полку избранных летчиков-истребителей под командованием Петра Стефановского. Стоит отметить, что в одном из боев летчик даже спас жизнь Стефановскому. А вообще в первые месяцы войны Бахчиванджи сделал в общей сложности 68 вылетов, в том числе в разведывательных целях. Лично Григорий Яковлевич отправил на землю 5 вражеских самолетов и еще 3 гитлеровских машины уничтожил в группе. За боевые заслуги он был представлен к званию Героя Советского Союза, но, при жизни, так его и не удостоился.

-2

В 1942 году Григория Бахчиванджи отозвали с передовой обратно в НИИ ВВС. Требовалось испытать новый реактивный самолет «БИ–1». Когда поступило распоряжение командировать лётчика-испытателя Бахчиванджи в тыл, Стефановский отнёсся к этому с недоверием. Дело в том, что он всё ещё хорошо помнил слова Сталина, сказанные в самом начале войны: «Товарищ Стефановский, сколько надо дней, чтобы сформировать полк, который будет способен вести воздушные бои?». Стефановский тогда призадумался. Сказать много — нельзя, не та обстановка, мало — как бы не прослыть легкомысленным командиром. «Три месяца», — выпалил Стефановский. Сталин ответил: «Нет у нас такого времени!».

Гибель лётчика

В 1942 году Григорий Бахчиванджи прибыл в НИИ для испытаний первого советского самолета с жидкостным ракетным двигателем. Разработка «БИ-1» (Березняк-Исаев) началась только весной 1941 года, а уже 15 мая 1942 года, как пишет в своей книге «Реактивные первенцы СССР – МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-150, Ту-12, Ил-22 и другие» Николай Якубович, на аэродроме Кольцово под Свердловском произошло событие, которое советские идеологи окрестили не чем иным, как «Полетом в новое». Именно в этот день Бахчиванджи отправился в дебютный полет на истребителе. Впоследствии Юрий Гагарин сказал: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

15 мая 1942 года Григорий Бахчиванджи выполнил первый полёт на самолёте БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем, открыв новую эру реактивной авиации. Он хорошо понимал, какие трудности предстоит ему преодолеть. По воспоминаниям друзей-сослуживцев, в ответ на поздравления с успешным полётом, он произнёс необычные слова: «Друзья мои, спасибо за всё, за труд ваш, за пожелание здоровья. Но я знаю – я разобьюсь на этом самолёте! Я нахожусь в трезвом уме и отдаю отчёт своим словам. Мы находимся на передовом краю технической битвы, и без жертв, всё равно, не обойтись. Я иду на это с полным сознанием долга». К сожалению, он оказался прав.

Лишь спустя несколько лет при продувках модели самолета в аэродинамической трубе было выявлено, что причиной катастрофы мог стать «флаттер». Суть этого явления состоит в том, что при высоких скоростях крылья самолета с дозвуковым профилем не выдерживают нагрузки.

Григорий Яковлевич Бахчиванджи погиб 26 марта 1943 года при выполнении испытательного полёта. Похоронен на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово под Свердловском (ныне – Екатеринбург). Г.Я. Бахчиванджи награждён орденом Ленина (дважды) и медалями. 28 апреля 1973 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Память о Бахчиванджи в Щёлково

В городском округе Щёлково имя Григория Бахчиванджи носит железнодорожная станция пригородного сообщения и улица в микрорайоне Щёлково-3 (ранее посёлок Чкаловский).

Светлая память о нём и его полётах в неведомое отмечена  установкой памятника в станице Бриньковской (на родине лётчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Бахчиванджи также присвоено школе; его именем назван кратер на обратной стороне Луны.