Научно-техническая революция конца XVIII века привела к бурному развитию промышленности и стремительному росту городов в середине XIX столетия. Постепенная монополизация крупного капитала и его фактическое слияние с государственным аппаратом ознаменовали переход капитализма к следующей стадии его развития - империализму.
Указанные социально-экономические процессы привели к становлению и укреплению во второй половине позапрошлого века целого ряда мощных индустриальных империй.
Рост противостояния империалистических держав на международной арене, вылившийся в итоге в Первую Мировую войну, требовал от их правительств беспрецедентных мер по единению народных масс вокруг интересов национальной буржуазии.
Одним из наиболее эффективных способов подобной консолидации являлось пробуждение у народа его национальной гордости и чувства патриотизма.
А потому, начиная с середины XIX века, культура всех промышленно развитых стран Мира в буквальном смысле начинает пропитываться их национальным духом.
В архитектуре эта тенденция воплотилась в появлении интереснейшего стиля - Историзма или Эклектики. Архитекторы той эпохи сознательно подражали мастерам прошлого, активно используя при этом новые материалы и технологии.
Оригинальной особенностью историзма являлось также и то, что в разных странах он копировал различные исторические стили, а потому памятники английского историзма, на первый взгляд, не имеют ничего общего с построенными в те же годы шедеврами русского историзма.
Так в Викторианской Англии создаются величественные здания, напоминающие средневековые готические соборы. К их числу можно отнести всемирно известные Тауэрский мост, Биг Бен и Вестминстерский дворец в Лондоне.
В Германии архитекторы возводят красивейшие замки в неороманском стиле, самым известным из которых является замок Нойшванштайн в Баварии.
А в России возникает удивительный и самобытный Неорусский (или Псевдорусский) стиль, возрождающий традиции древнерусского средневекового зодчества.
В Неорусском стиле построены хорошо всем известные здания ГУМа (Верхние торговые ряды) и Исторического музея в Москве, а также собор Воскресения Христова (он же Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге.
Характерными чертами Неорусского стиля были килевидные арки, восьмигранные шатры с луковкой и кокошниками. Фасады зданий отличало обилие декора - многочисленные ширинки (квадратные углубления), колонки-кубышки и свисающие над проёмами гирьки. Окна как правило украшались наличниками. Иногда здания дополнялись наземными открытыми галереями — гульбищами. Характерным цветом Неорусского стиля были красный кирпич и белая известь.
На территории Ленинского городского округа Подмосковья также сохранились уникальные памятники, возведённые в Неорусском стиле. К ним относятся Церковь Илии Пророка в Дыдылдино и ансамбль Крестовоздвиженского Иерусалимского женского монастыря в посёлке санатория Горки Ленинские.
Гордо возвышающийся на поймой Пахры ансамбль монастыря был построен во второй половине XIX века для монашеской общины из села Ям на пожертвования богомольных купцов и крестьян окрестных селений. Ансамбль обители, помимо прочего, включает в себя выполненные в Неорусском стиле пятиглавый Вознесенский собор, надвратную башню и красивую ограду из красного кирпича.
Другой памятник русского историзма, церковь Илии Пророка в деревне Дыдылдино, был построен в 1895-1896 годах стараниями одного мецената, служившего директором конторы у Саввы Морозова и купившего себе дачу неподалёку - Ивана Андреевича Колесникова.
Историзм доминировал в большинстве индустриальных стран вплоть до начала XX века, после чего начал постепенно сдавать позиции принципиально новому течению в искусстве - Модерну. Окончательный же упадок историзма, равно как и идеологии, его породившей, пришёлся на начало Первой Мировой войны.
#ЛГО_культура
#ЛСА
#Подмосковье
#Видное
#Суханово
#архитектура
#эклектика
#историзм
#история