Курянка использует натуральную пряжу для создания своих уютных маленьких игрушек, сама красит пасмы шерсти, пишет мастер-классы и планирует собирать готовые наборы для создания игрушек.
Ольга ушла со стабильной офисной работы в свободное плавание и выбрала творчество как дело своей жизни. Коллекционеры по всей России и миру готовы ждать месяцами, чтобы получить игрушку Ольги Степановой.
Ушла из IT, чтобы вязать игрушки
Ольга родилась в городе Щигры, училась здесь в школе и ходила в кружок, где научилась вязать. Правда, по словам мастерицы, те навыки быстро забылись. Ольга Степанова говорит, что творчество в разных видах всегда присутствовало в её жизни.
– Очень любила рисовать и собирать всякие коряги, красивые растения, делать из них поделки. Куклы и мягкие игрушки меня особо не интересовали. Был один любимец – лис, а остальное – машинки, конструкторы, инструменты. Мечтала создавать здания или механизмы, – рассказывает мастерица.
Так и вышло, Ольга выбрала профессию инженера, закончила факультет автоматизации, специальности биомедицинских технологий в КГТУ. Женщина работала инженером на заводе «Счётмаш», на государственной службе, затем в технической поддержке.
– Все годы была связана с IT. В свободное время успевала иногда вязать себе и сыну одежду. Теперь я ушла в свободное плавание и занимаюсь творчеством как самозанятая. Многие друзья знают, чем занимаюсь. Поддерживают меня только муж и дети. Дочка – самый большой вдохновитель и ценитель, несмотря на то, что чаще мои игрушки для взрослых и коллекционеров. А старший сын – лучший критик, который часто подсказывает интересные варианты или замечает мелочи, которые можно исправить. Остальные родные не готовы принять тот факт, что стабильную, хорошую работу в офисе я поменяла на творчество, тем более на игрушки. Но мне кажется, так у многих людей в нашей стране. С давних времён, особенно у старшего поколения, вязание и шитьё было обыденностью, ручной труд не очень ценился. И если одежда и аксессуары нужны всегда, то игрушки для многих – это баловство, – отмечает Ольга.
Ольга Степанова рассказала, что начала вязать свои первые игрушки, когда ушла в декрет. Это были погремушки и пледы, связанные с помощью крючка. Но довольно быстро мастерица поняла, что более близки ей фигурки, связанные спицами. Первой игрушкой, которую Ольга связала спицами уже будучи взрослой, был чайник-тыква.
– Вязать на чужой магазин под заказ одинаковые игрушки я не захотела. Искала то, что понравится самой, пробовала воплощать свои идеи, выкладывала фото работ в интернет. Так появились описания погремушек и игрушек, связанных крючком. Но сама я любила спицы. Нашла мастеров этой техники и познакомилась с ними. Со многими дружу до сих пор, несмотря на расстояние и страны. Они вселили в меня уверенность, что я могу вязать спицами и создавать свои игрушки, помогли открыть свой магазин и отправить первых малышей в разные страны. Наверное, как у всех мастеров, бывают моменты выгорания и разочарования, но тёплые отзывы и поддержка других мастеров всегда вдохновляют, – делится вязальщица.
Ольга Степанова рассказывает, что игрушки на заказ делает очень редко и не любит повторять персонажей. Она любит фольклор различных народов и стиль рустик, поэтому её персонажи могут быть немного «деревенскими» и с узнаваемым стилем.
– Иногда могу взять заказ на любимого или интересного мне персонажа. Основное моё занятие – создание мастер-классов по вязанию. В процессе создания образа, проверки схемы, доработки и появляются игрушки, которые находят свои любящие руки. Изначально думала, что буду вязать только реалистичные игрушки, лесных зверушек и существ размером с ладонь. Но иногда образы рождаются сами абсолютно неожиданно и требуют воплощения. А бывает так, что начинаю вязать по эскизу, а персонаж в процессе меняется и получается абсолютно другим, – рассказывает Ольга.
Зайцы, ежи, оленята, летучие мыши и многие другие поселились в домах коллекционеров по всей России. Ольга Степанова говорит, что перечислить все города уже трудно, но чаще всего её игрушки отправляются в Москву, Питер, Краснодар и Ростов. Кроме России, игрушки Ольги радуют людей в США, Германии, Беларуси и Литве.
«Могу погнуть спицы»
Ольга говорит, что в работе любит комфорт, поэтому к выбору инструментов и материалов подходит с большим вниманием.
– Самый лучший комплект до сих пор в процессе сбора. У меня в арсенале – большой набор различных спиц, маркеров, булавочек и игл, стали появляться кусачки, круглогубцы, пинцеты, ланцеты и даже палочки для суши использую. Иногда использую акриловый лак, пастель для тонировки. Всё это можно найти в магазинах для художников и в строительных магазинах. Хорошие спицы стоят недёшево. Даже боюсь предположить, сколько стоят все мои инструменты, собранные за годы. Спицевые игрушки должны быть связаны плотно, я даже качественные металлические спицы могу погнуть. Каждый мастер выбирает те, которые удобны именно ему. Я чаще всего использую гибкие спицы или круговые на тросике от 1,5 до 2,75 мм. Для новичка на пробу подойдут любые.
Ольга Степанова рассказала, что муж сделал для неё деревянный держатель клубков, а сама она в гончарной мастерской слепила клубочницу. Мастерица подчёркивает, что использует для своих игрушек пряжу из натуральной шерсти разных животных.
– Всегда стараюсь провязать вариант игрушки из более распространённой пряжи, чтобы люди, которые будут вязать по моим описаниям, не были привязаны к определённой пряже и её цене. Нити, глазки, наполнитель и другие расходники нахожу в интернете. Думаю о том, чтобы собирать наборы для мастериц к описанию моих игрушек, – рассказывает вязальщица.
Ольга Степанова объясняет, что на создание игрушки может уйти от 1 дня до месяца в зависимости от сложности. Чаще всего на выполнение одного заказа мастер закладывает 10 – 14 дней с начала работы. Очередь при заказе достигает 2 месяцев.
– Работаю я чаще дома в рабочем уголке. Хотя вязание и тетрадь для эскизов и описаний беру с собой везде. Вдохновение – оно такое. Моё организованное пространство – это творческий беспорядок с корзинками, органайзерами, ноутбуком. Но я, не задумываясь, достаю именно то, что нужно. Над новыми образами работаю ночами, когда уже никто не отвлечёт и домашние дела можно поставить на паузу. Моё вдохновение любит тишину или мурлыканье кошки, которая занимает половину стола. Если вяжу уже по готовому описанию, то слушаю полезные уроки или аудиокнигу. Мечтаю организовать отдельную комнату-мастерскую и строго планировать график работы, чтобы, пойдя на кухню за чаем, не отвлечься на мытьё плиты, – рассказывает Ольга.
Мастерица говорит, что у неё было бы больше чистого времени на вязание, если бы не приходилось самой вести блог, заниматься съёмками и отправлять посылки. Но делегировать эти задачи она пока не может.
По словам Ольги, во время пандемии люди смелее стали совершать покупки онлайн и обучаться в Сети. Многие захотели научиться вязать. Однако с приходом санкций вязальщице пришлось полностью поменять работу.
– Закрылся мой магазин на иностранной площадке. Запретили всем известную социальную сеть – вся моя работа была там. Пришлось заново начинать работать уже на российском рынке. На время исчезли с рынка любимые материалы, затем, вернувшись, заметно подорожали. Это был тот момент, когда хотелось всё бросить. Но со временем ко мне пришли и ученики, и коллекционеры. Я поняла, что могу продолжать, – делится Ольга.
Игрушка спицами – это не амигуруми
Никто точно не знает, когда была связана первая петля. Но исследователи утверждают, что ручное вязание было придумано ещё до нашей эры. Археологи утверждают, что первые вязаные изделия появились 4 тыс. лет назад в Древнем Египте. Спицы для вязания появились раньше крючков на несколько столетий. Поэтому и первые вязаные игрушки были связаны спицами. Около 60 лет назад произошёл всплеск интереса к связаным крючком игрушкам – амигуруми. До сих пор большинство медведей, кукол и прочих связано именно в этой технике. Игрушки, связанные на спицах, пока ещё редки, но их популярность растёт с каждым годом, как и совершенствуется техника вязания у современных мастериц.