Найти тему

Ученые во всем мире сегодня строят догадки, какие вирусы могут вызвать новую пандемию

Спешим успокоить излишне пугливых граждан: во‑первых, «болезнь Х» отнюдь не стала на форуме центральной темой, а только одной из; во‑вторых, такого недуга не существует в принципе. Просто в научной среде так принято кодировать еще неизвестные, но потенциально опасные болезни, способные вызвать новые эпидемии и пандемии.

Список заболеваний, способных привести к большому числу жертв, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) начала составлять почти десять лет назад. В него вошли вирусы Эбола, Зика, Ласса, атипичная пневмония… В 2018‑м в этом перечне отдельной строчкой появилась «болезнь Х», то есть некое абстрактное заболевание, вызванное патогеном, который в данный момент науке не известен и с которым человечество еще не сталкивалось.

Наверное, и сейчас про эту строчку вряд ли бы кто вспомнил, если бы… не пандемия COVID-19. Все мы хорошо помним, как она начиналась: всеобщая растерянность, страх и даже паника. Ни одна из стран, по которым тяжелым катком прошелся вирус, не была к этому готова. Не было вакцин, схемы лечения, лекарств. Многие решения принимались «с колес». Итог — инфекция унесла жизни порядка 20 миллионов человек в мире.

Вот для того, чтобы такого больше не повторилось, мировое здравоохранение должно быть готово к будущим угрозам: когда возникнет чрезвычайная ситуация, придет непонятная инфекция, важно иметь ресурсы для немедленного реагирования.

Конечно, «бежать впереди паровоза» не стоит. Однако быть готовым к новым вызовам необходимо. Тем более что кандидаты в «болезни Х» на примете у вирусологов и эпидемиологов уже есть.

По словам специалистов, одна из вероятных угроз — зоонозные инфекции, которые приходят к нам из животного мира. Взять хотя бы летучих мышей. Многие из них — настоящие «резервуары» вирусов, крайне опасных для человека. А из‑за вырубки диких лесов (в Китае, Индии, Бразилии, Африке) они вынуждены кормиться на плантациях и все теснее контактировать с людьми. Как результат — вспышки инфекций.

По словам директора российского противочумного института «Микроб» Роспотребнадзора Владимира Кутырева, хорошо известно, что в каких‑то ситуациях вирусы способны преодолевать межвидовой барьер. То есть сегодня они патогенны для животных, а завтра — для людей.

Классический пример — вирус птичьего гриппа H5N1. Смертоносная инфекция. Да, пока она не приобрела способность передаваться от человека к человеку. Однако, как отмечает вирусолог Института молекулярной биологии имени Энгельгардта Петр Чумаков, угроза того, что рано или поздно это произойдет, есть.

С тем, что на роль «болезни Х» вполне может претендовать птичий грипп, согласен и директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи академик Александр Гинцбург, который пояснил, что все страны, включая Россию, до «короны» готовились именно к пандемии, обусловленной птичьим гриппом. Поэтому в нашей стране были разработаны методики диагностики этого заболевания и некоторые препараты. Благо с гриппом человечество борется достаточно долгое время и есть технологии, которые позволяют создавать против него эффективные вакцины.

Еще одна угроза — всем нам знакомый коронавирус, который никуда не делся и продолжает мутировать. Пока его новые штаммы не столь агрессивны. Но кто знает, как вирус поведет себя дальше? Так что и от него возможно ждать разного рода неприятностей.

Пандемический потенциал есть у смертельно опасного вируса Эбола. Но пока он передается только через кровь и рисков вызвать пандемию у него меньше, чем у респираторных инфекций.

Какой из перечня этих опасных патогенов «выстрелит» и когда, ученые не знают. Но это не повод сидеть сложа руки.

Академик Кутырев напоминает: в нашей стране принята национальная программа «Санитарный щит», ориентированная на то, чтобы не допустить заноса опасных инфекций, вовремя их выявить и эффективно реагировать на них. То есть любой новый патоген должен быть идентифицирован в лаборатории за 24 часа, а уже через четверо суток должна быть создана тест-система для массового применения. Это база и для быстрейшего создания вакцин и лекарств.

Министр здравоохранения Михаил Мурашко тоже считает, что «болезнь Х» не представляет угрозы для россиян — после пандемии коронавируса система здравоохранения страны к таким передрягам уже готова.

Напоследок. Не исключено, что шумиха вокруг «болезни X» в своей основе имеет не научные, а сугубо экономические факторы. Вроде того, что ВОЗ просто не хватает финансирования на «глобальную реформу мировой архитектуры здравоохранения». И, наверное, не случайно в обсуждении гипотетического недуга в Давосе приняли участие в основном крупные фармацевтические компании, а не вирусологи с мировыми именами.

Между тем

На Аляске зафиксирована первая смерть человека от вируса Alaskapox (AKPV). По одной из версий, пожилой мужчина заразился от кошки.

Alaskapox, как и натуральная оспа, относится к семейству поксвирусов. Впервые его обнаружили еще в 2015 году, а спустя четыре года расшифровали его геном. Результаты расследования дали экспертам основания предполагать, что похожий на коровью оспу вирус некогда передался от крупного рогатого скота грызунам, обитающим на пастбищах. От них инфекция перешла к домашним кошкам. Тест у кошки, которую «подозревали» в заражении человека, оказался отрицательным, однако она могла быть лишь переносчиком инфекции.

Специалисты не исключают, что в результате мутации одного из ортопоксвирусов животных появится сходный с вирусом натуральной оспы возбудитель. И тогда мир столкнется с угрозой, намного более серьезной, чем свиной или птичий грипп. Но это только теория.

Как сообщили в российском Роспотребнадзоре, Alaskapox не представляет эпидемической угрозы. Шансы завоза его в нашу страну крайне низки.