Все начиналось с горячих источников
Место у самых предгорий издревле привлекало людей. Тут и горная река с чистейшей водой, множество ручьев, термальные источники, пробивающие путь на поверхность, и комфортный климат – количество солнечных дней в Белокурихе такое же, как на Кавказе или в Крыму. Температура всегда теплее, чем даже в Бийске, хотя казалось бы – рукой подать. Иногда выезжаешь из зеленого курорта осенью в сторону наукограда, проезжаешь Смоленское и там неожиданно попадаешь в мир пожелтевших деревьев.
Именно здесь, непосредственно на окраинах города, сейчас находят захоронения скифов, а значит, благодатная земля была обжита еще около двух тысяч лет назад. Но от тех времен письменных данных не сохранилось, а вот уже в новую эпоху заселения мест русскими крестьянами территория будущего курорта стала обживаться с начала 1800-х годов. В основном людей интересовали луга для выпаса скота и пашни. А что горячие источники бьют из-под земли – в этом часто видели только помеху, поскольку такое место привлекало большое количество змей.
По каноничной легенде руку к превращению местности в курорт приложил наш знаменитый земляк Степан Гуляев. Ученый, чиновник, исследователь Степан Иванович достоин отдельной книги из серии "Жизнь замечательных людей". В коротком газетном формате упомянем лишь то, что он известен изобретением технологии производства шубы "барнаулки", собирал местный фольклор, помогал разведению на Алтае табака и сахарной свеклы, активно писал о наших достижениях в столичные издания. Он блестяще окончил горное училище в Барнауле, а затем на несколько десятков лет отправился покорять Санкт-Петербург, откуда и вернулся в Барнаул в чине коллежского асессора для службы в отделении частных золотых промыслов Алтайского горного округа.
По одним рассказам в 1866 году к нему пришли крестьяне из Ново-Белокурихи, рассказывая о чудодейственных горячих источниках в округе, где стоит покупаться и проходят разные недуги. По другой легенде крестьяне Семен Казанцев и Елисей Гудков, уроженцы этих мест, привезли на ярмарку в Бийск бочку с целебной водой. А бывший там по делам Гуляев заприметил интересный товар, расспросил поподробней продавцов чудо-воды, где ее добыли, а потом отправился и сам к горячим ключам. Обследовав их, изучив состав воды, чиновник-ученый пишет статью, посвященную целебной силе источников Ново-Белокурихи, не уступающей по полезности курортным местам Европы. А поскольку родное правительство встретило новость с прохладцей, искать разработчиков потенциального курорта пришлось среди предпринимателей. Заинтересовался горячими ключами господин Мамонтов, на его средства и была построена первая водолечебница, представляющая из себя небольшую купель с деревянным навесом. Это произошло в 1867 году, от времени постройки и стали отсчитывать начало курорта Белокуриха. В том году событие отметилось для широкой общественности разве только небольшими заметками, как в издании "Томские губернские ведомости» от 7 июля 1867 года: "В деревне Ново-Белокурихе крестьянами Казанцевым и Гудковым открыты горячие минеральные ключи. Они находятся по обеим сторонам речки, вода в них горячая, как нагретый щелок. Казанцев вылечил раздробленную лошадью руку, которой не владел 12 лет, а Гудков - болевшие от воспаления глаза... вода щелочно-серная сходится с водой кавказских ключей".
Постепенно из купели молодая здравница переформатировалась в барак с несколькими ваннами для купания в радоновой воде. Периодически что-то обновлялось, появлялись новые капитальные строения, место переходило из частных в государственные руки. Дело шло неторопливо и степенно. А мощный импульс развития Белокуриха получила уже при СССР.
Научная-исследовательская основа
Советские власти рассматривали горячие источники Ново-Белокурихи как место для оздоровления широких народных масс. Более того, излечение было решено перевести на строгую научную основу. Вроде бы источники целебные, слов нет, но как их применять для максимальной эффективности? Кому можно, а кому стоит воздержаться? И в 1934 году сюда прибывает светило научной медицины – академик Александр Мясников. Он возглавил работу по изучению влияния термальных вод на капиллярный кровоток и сосуды сердца. Он же исследовал возможности здешней воды при лечении патологии нервной системы, щитовидной железы, кожи, нарушения обмена веществ и функции кроветворения.
Потенциал у местной воды был просто запредельный. Официально она называется азотно-кремнистая термальная слаборадоновая. Именно эта вода является главным лечащим элементом курорта, поэтому и называется он бальнеологическим.
Богатейшие запасы целебной воды позволяли организовать строительство огромного курорта, целого города, что-то вроде знаменитых в те времена здравниц Западной Европы – Карловых Вар, Баден-Бадена. И планы имелись большие, но их перечеркнули исторические события – началась Великая Отечественная война, пришлось думать о выживании, а не о развитии. Медперсонал курорта отправился на фронт и в госпитали, один из них открыли и в самой Белокурихе. Сюда же начали прибывать эвакуированные из зон оккупации беженцы.
Выездной "Артек"
Одна из вех истории Белокурихи (а тогда – села Ново-Белокурихи) связана с приемом эвакуированных во время Великой Отечественной войны детей из знаменитого пионерлагеря "Артек", его пионеры были вывезены из Крыма и находились на Алтае с 11 сентября 1942 по 12 января 1945 года. Советские войска отступали, дети, которые были родом из Молдавии, Прибалтики, Украины и прочих захваченных нацистами мест, просто не могли вернуться домой. Так и началась самая длинная смена в "Артеке" – в курортном селе далекой Сибири, что продлилась 1301 день.
Здесь они работали в подсобном хозяйстве, на лесозаготовках, помогали фронту, переводя заработанные деньги на покупку танка Т-34, катер "Пионер Алтая", и достигшие совершеннолетия юноши отправлялись на фронт именно отсюда. Дружили с местными, устраивали концерты, активно участвовали во всех общественных делах. Настоящие пионеры!
Многие артековцы оставили в воспоминаниях много хороших слов о Белокурихе, по ним сняты даже документальные фильмы. А на курорте стоит памятный камень, посвященный артековцам – гостям военных лет.
Знаменитости
И в годы войны, и после нее Белокуриха становилась местом, притягивающим многих людей культуры. Константин Паустовский создал ряд произведений, находясь именно здесь. Известный писатель-классик некоторое время был военным корреспондентом на Южном фронте в 1941 году, но возраст и здоровье дали о себе знать. Пришлось отправляться в тыл. Он навещал в Бийске городскую библиотеку и театр, а в Белокурихе и вовсе поселился на некоторое время. Курорт запечатлен в его романе «Дым отечества» и ряде рассказов. В его персонажах местные жители узнавали своих соседей.
Уже позже на площадках концертных залов санаториев и Дворца культуры в Белокурихе блистали Евгений Леонов и Зиновий Гердт, Борис Штоколов и Татьяна Самойлова, Михаил Кузнецов, Валерий Приемыхов, Вячеслав Малежик, Борис Хмельницкий, Никита Джигурда, Михаил Евдокимов, Ефим Шифрин, Олег Митяев, Валерий Золотухин, Николай Караченцев, Илья Олейников, Юрий Стоянов, Александр Михайлов, Александр Панкратов-Черный, Александр Маршал, Данила Козловский и многие-многие другие звезды отечественного кино и эстрады.
— Люди прекрасные, - отзывался о жителях Алтая Евгений Леонов во время визита в 1988 году в интервью корреспонденту газеты Смоленского района "Заря коммунизма" Ощеулову. - Мы до Белокурихи вместе с народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии, солистом Ленинградского оперного театра Борисом Штоколовым, народным артистом РСФСР Зиновием Гердтом и артистами Алтайского краевого театра оперетты побывали в Бийске, а я когда-то побывал в Барнауле, Горно-Алтайске. Замечательные люди, душевные, добрые, гостеприимные, отзывчивые, сердечные, в общем, по-настоящему любящие и ценящие искусство.
В последнее время сюда наведывались и наведываются сейчас звезды спорта восстановить силы, подлечиться после бурных сезонов – представители сборных по биатлону и лыжным гонкам, знаменитые боксеры, кикбоксеры, теннисисты. А некоторые и вовсе решили прикупить попутно квартирку, чтобы приезжать на курорт уже не гостем, а полноправным жителем. Да и чиновники самого высокого ранга вплоть до президента страны также бывают здесь. Ведь Белокуриха – жемчужина Алтайского края. Поэтому всех высоких гостей старались пригласить именно сюда.
Проект "Большая Белокуриха"
Послевоенное время село Ново-Белокуриха встречала будучи населенным пунктом довольно затрапезного вида. Инфраструктура оставляла желать лучшего, да и дорога к заветным источникам для жителей других регионов была далековато. Если до Бийска можно добраться на поезде, то затем гостям курорта предстояло трястись в полуторке, пересекать Катунь – тут можно и нутро отбить, и желание когда-либо еще посещать алтайскую здравницу. Как же из поселка получился респектабельный город-курорт?
В этом огромная заслуга Министерства среднего машиностроения СССР и его руководителя Ефима Павловича Славского. Название ведомства довольно серенькое: Минсредмаш. И мало кого впечатлит – если только не знать, что именно оно было занято разработкой ядерного проекта, строило космодром "Байконур" и создавало целую отрасль – атомную промышленность страны. Для этого гиганта не существовало невыполнимых задач, и привлечь его в Алтайский край было большой удачей руководства региона. По легендам первый секретарь Алтайского краевого комитета КПСС Александр Георгиев во время заседаний Верховного Совета СССР, будучи депутатом, сидел рядом с главой Минсредмаша Ефимом Славским, также по совместительству народным избранником. Соседство переросло в хорошее знакомство, и в одном из разговоров Георгиев посетовал, что имеется на Алтае отличное место с целебными источниками, его бы по уму освоить, но у края нет ни трудовых, ни материальных средств для этого. Славский же заинтересовался Белокурихой, поскольку подыскивал место под строительство ведомственного санатория для работников атомной промышленности. Георгиев с радостью согласился передать землю в Ново-Белокурихе под здравницу для Минсредмаша. Правда, красивая легенда, как говорят, произошла в 1957 году, но еще в 1949 году в Белокурихе была произведена топогеодезическая съемка трестом "Новосибпроект" (начальник изыскательской партии Г. Имшенецкий).
Строители в погонах
Представители проектного института Минсредмаша выбрали участок для строительства, подготовили всю необходимую документацию, и работа закипела. В 1958 году село Ново-Белокуриха было преобразовано в курортный поселок. Началась генеральная реконструкция здравницы. С 1959 года военные строители из довольно секретного подразделения под названием "почтовый ящик №53", обычно занятого на возведении объектов атомной промышленности, начали строительство ведомственного санатория в три этажа. Для большой стройки существовали объективные трудности: одна из главных состояла в очень длинном пути, который предстояло выполнить стройматериалам, чтобы прибыть в пункт назначения. Не было еще ни капитального моста через Бию в Бийске, ни Катунского моста в Смоленском районе. А перевозить приходилось весьма тяжелые грузы. И когда не удавалось пользоваться понтонными переправами, стройматериалы возили большим крюком через Чергу и Алтайское.
Красавец-санаторий был сдан в 1963 году: главный корпус и два двухэтажных спальных помещения. Он получил имя "Алтай". Попутно начали строительство на курорте и другие министерства – в 1961 году Белокуриха была переведена в непосредственное подчинение Алтайскому краевому совету профсоюзов. А профсоюзы в те времена были мощной силой, и потому в Белокурихе начали готовить строительство санаториев для различных ведомств: одна здравница для работников сельского хозяйства, другая – для металлургов и т. д. Минсредмаш построил свой санаторий для работников атомной промышленности, но на этом не остановился. Так сложилось, что именно ему суждено было стать главным строителем всего города-курорта.
Подарок на столетие
55 лет назад, в 1967 году, к столетию Белокурихи ВЦСПС и Центральный совет по управлению курортами профсоюзов приняли совместное постановление "О развитии курорта Белокуриха". Планы там ставились грандиозные: строительство санаториев на 5 тысяч мест и создание инфраструктуры поселка на 15 тысяч жителей. Сначала хотели привлечь в качестве подрядчика СМТ № 122 из Бийска, но у нашего треста и так было много строительных объектов, поэтому он смог построить только часть из запланированного: санаторий Минздрава, многоквартирный жилой дом и быткомбинат. А вот со строительством санатория "Сибирь" затянул. Тогда местные власти и секретарь ВЦСПС Степан Шалаев обратились к Ефиму Славскому с просьбой взять проект воплощения Большой Белокурихи под крыло Минсредмаша. У того в Новосибирске имелась мощная строительная организация, "Сибакадемстрой", собственные заводы по производству стройматериалов, поэтому выбор подрядчика был неудивителен. Славский запросил "добро" у Косыгина, и, получив отмашку, приступил к воплощению возведения всесоюзной здравницы. 24 февраля 1969 года вышло постановление Совета Министров СССР, по которому Минсредмаш стал генеральным подрядчиком строительства профсоюзных санаториев курорта, "Сибакадемстрой" выделил отдельную структуру для работы на курорте - СМУ-4, и стройка закипела.
В сравнительно короткие сроки был возведен жилой многоэтажный массив: сначала пятиэтажки, а затем строители СМУ-4 "Сибакадемстроя" освоили и строительство девятиэтажек. В течение 10-15 лет были построены санатории "Катунь", "Белокуриха" и «Россия», очистные и водозаборные сооружения, все инженерные коммуникации, котельная. Село приобретало черты города прямо на глазах и фактически стало им в 1982 году. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 79 Белокуриха была преобразована в город районного подчинения. Произошло это в январе 1982 года. Так что в этом году у курорта двойной юбилей, еще и 40 лет со дня преобразования в город.
К современности
Белокуриху называют жемчужиной Алтайского края, город-курорт и в самые трудные пореформенные годы умудрялся держаться на плаву. Санатории в процессе приватизации перекочевали в основном в руки тех, кто и так стоял у их руля. Путевки шли бартером на различные услуги, связи и запас прочности позволил выстоять в трудное время, а затем быстро нарастить мощности, начать процесс обновления номерного фонда, медицинского оборудования и в целом превратить санатории советского образца в современные здравницы, где не стыдно отдыхать и самым искушенным зарубежными турпоездками гостям. Если с начала воплощения проекта "Большая Белокуриха" насчитывалось 7 санаториев, то к нашему времени их уже около двух десятков. А также здесь множество отелей, пансионатов, баз отдыха, турбаз и т. д.
Сейчас Белокуриха имеет звание города-курорта федерального значения. И хотя курортная часть выглядит неплохо, заметно отставание в благоустройстве жилого массива, частного сектора. Всего здесь проживает около 15 тысяч человек. По нашим меркам не так уж много - считай, даже меньше, чем проживает в бийском микрорайоне Зеленый клин. Жители в основном заняты обслуживанием санаториев, солидная часть, чуть ли не до половины (а некоторые и вовсе говорят о 2/3 жилого фонда города) квартир и домов сдаются в наем. Курорт востребован: в сезон здесь очень трудно найти свободные места, лучше бронировать за 1-2 недели, и то не факт, что отыщется свободный уголок, особенно в респектабельных местах.
Благодаря отчислениям отдыхающих в виде курортного сбора имеется солидная сумма в миллионы рублей, предназначенная для благоустройства курорта. Работы идут прямо сейчас, на глазах у отдыхающих. А их тут в сезон множество со всей Сибири, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
Кстати, в городе-курорте ощутима нехватка рабочих рук, особенно высококлассных специалистов. Многие профессионалы из Новосибирска, Барнаула, Бийска уже вписали свое имя в историю Белокурихи, их с радостью привлекают в местные здравницы. Так что если вы желаете открыть новую страницу в своей карьере, может, стоит обратить внимание на этот курортный городок?