Конфликт между штатом Техас и федеральными властями США хоть уже и не настолько широко освещается в СМИ, как это было в начале года, однако на самом деле угасать не собирается. И скорее всего, он будет актуален по крайней мере до предстоящих в ноябре этого года президентских выборов в США.
Как известно, события начались в январе, когда губернатор Штата Одинокой звезды Грег Эббот распорядился закрыть контрольно-пропускной пункт в городе Игл-Пасс на пограничной с Мексикой реке Рио-Гранде. После чего национальная гвардия штата взяла этот участок границы под контроль.
Причиной этих действий стал продолжающийся в штате миграционный кризис. Мексиканские нелегалы в поисках лучшей жизни постоянно пересекают границу с США. Однако прошлый год побил рекорд: лишь официально зарегистрированных оказалось около двух с половиной миллионов таких случаев. И поток этот все усиливается.
– У нас (в Техасе. – «СМ») через нашу границу каждый божий день проходит больше людей, чем приезжает в Нью-Йорк за неделю или месяц, – сетовал в одном из своих интервью Грег Эббот.
Губернатор Техаса полагает, что причиной тому – политика демократов во главе с Джо Байденом, который «упразднил все четыре введенные Дональдом Трампом меры, которые привели к наименьшему числу случаев нелегального пересечения границы за сорок лет».
При этом весьма распространено мнение, что такая политика не случайна. Например, один из самых богатых людей на планете, инженер-бизнесмен Илон Маск, полагает, что Байдену выгодно, чтобы в США проникло как можно больше нелегалов. По словам Маска, после легализации и получения ими избирательных прав в США мигранты будут голосовать за кандидата от демократов. Он даже предположил, что таким образом в США вырисовываются контуры однопартийного государства.
Разумеется, властям граничащих с Мексикой штатов, прежде всего Техаса, на который и идет основной поток мигрантов, это вовсе не нравится. Поэтому вокруг охраны границы и разворачивается конфликт, который уже носит признаки конституционного кризиса, хотя глава Министерства внутренней безопасности США Алехандро Майоркас отказывается называть его таковым.
Тем временем техасские нацгвардейцы не дают федеральным пограничникам патрулировать район, в котором нелегальные проникновения через границу происходят чаще всего. Федеральные власти сделали ответный ход: 22 января Верховный суд страны издал постановление об отмене решения суда штата, запрещающего агентам пограничного патруля перерезать проволоку, которой нацгвардия оцепила участок границы в районе парка Шелби. Впрочем, постановление это касалось более раннего спора. Тем не менее Эбботт заявил, что штат откажет федеральным властям в доступе к границе. При этом губернатор пообещал «защищать суверенитет нашего штата».
26 января Министерство внутренней безопасности объявило второй крайний срок для Техаса, до которого он обязан полностью открыть границу для федералов, предупредив, что в противном случае настанут некие «последствия». В ответ штат стал стягивать к мексиканской границе тяжелую военную технику нацгвардии. По официальным сообщениям, войска разворачиваются для предотвращения нелегальных пересечений. Нацгвардейцы патрулируют границу с использованием современных военных технологий, включая беспилотники.
При этом губернаторы нескольких штатов выразили поддержку властям Техаса. В том же ключе высказались и многие другие видные политики-республиканцы, в частности спикер палаты представителей Майк Джонсон и сенатор от Техаса Тед Круз. Генпрокуроры более двух десятков штатов подписали письмо в поддержку усилий Техаса по обеспечению безопасности границ. Более того, некоторые губернаторы направили ему на помощь собственные войска.
Отдельные эксперты полагают, что данный конфликт вкупе с ростом напряженности в обществе может стать триггером для серьезных внутренних проблем США. Разумеется, речь пока не идет о боях между нацгвардией и федеральными военнослужащими. До этого почти наверняка не дойдет – как не дошло в 2015 году, когда в Техасе, Нью-Мексико, Аризоне, Калифорнии, Неваде, Юте и Колорадо прошли масштабные учения «Нефритовый шлем». По их легенде, армейский спецназ и ФБР отрабатывали подавление мятежа... Позже в прессе появился некий «рассекреченный документ» Пентагона, свидетельствующий, что «Нефритовый шлем» – симуляция введения военного положения в стране.
Это вызвало возмущение техасской общественности и властей штата. Эббот приказал нацгвардии внимательно наблюдать за действиями войск. «Главный техасский рейнджер», популярный актер боевиков Чак Норрис, призвал силы самообороны жестко контролировать учения. Но тогда все закончилось относительно мирно.
Надо сказать, Эббот уже давно проявляет самостоятельность и частенько идет на конфронтацию с Вашингтоном. Например, несколько лет назад он подписал указ, согласно которому из банков Федеральной резервной системы США (аналог Центробанка) изымается принадлежащее штату золото и серебро. Причиной было названо недоверие к федеральным банкам.
Проявляется это и в вопросах нелегальной эмиграции. Еще с 2021 года штат проводит многомиллиардную кампанию по введению жестких мер по сдерживанию мигрантов на границе. С 2022 по январь 2023 года в рамках операции «Одинокая звезда» власти Техаса вывезли в другие штаты более ста тысяч нелегальных мигрантов.
Такая самостоятельность проистекает из истории и статуса Техаса в составе США. В 1836 году регион откололся от Мексики, что вылилось в войну за независимость. В 1845 году он вошел в США на правах штата. Мексика не признала этого акта, называя его «аннексия Техаса». Это вызвало Американо-мексиканскую войну 1846–1848 годов, в результате которой США оторвали от Мексики огромную территорию не только Техаса, но и других штатов.
Среди всех штатов США Техас является единственным международно признанным независимым государством. Земли и недра штата юридически принадлежат ему, а не федеральному центру. Техас единственный среди штатов обладает возможностью провести референдум по вопросу независимости. Флаг Техаса с одной звездой имеет право развеваться на одном уровне со звездно-полосатым.
Среди прочих штатов США по численности населения Техас уступает лишь Калифорнии, а по размеру – Аляске. Он является главным экспортером товаров из США. Если бы он был отдельным государством, то обладал бы 14-й по величине экономикой мира. То есть, в принципе, Техас вполне способен существовать автономно.
– Техас — уникальное место, весьма независимое по своему духу, – говорил Рик Перри, бывший губернатором штата с 2000 по 2015 год. Еще в начале нулевых он угрожал выходом Техаса из состава США. И предпосылки тому есть.
Техасский сепаратизм существовал всегда, но в последнее время стал оформляться в заметное общественное движение «Республика Техас», в которую входят и республиканцы, и демократы. У Белого дома в Вашингтоне периодически проходит манифестация его сторонников. Члены этого и других подобных движений считают, что Техас находится под оккупацией Вашингтона. Движением сформированы собственные правительство, судебная система и правоохранительные органы. Кроме того, оно подало судебные иски на крупные суммы против правительства США за «подрыв благосостояния Техаса».
В 2012 году на сайте Белого дома была размещена петиция к администрации президента США о мирном выходе штата из состава государства (сецессия). К ней присоединились граждане еще по меньшей мере двадцати штатов. Это стало первым массовым «сепаратистским» протестом после выхода из США в 1861 году шести южных штатов, не голосовавших за президента Авраама Линкольна, что и привело к Гражданской войне. В которой, кстати, Техас выступил на стороне конфедератов. Впрочем, нынешнюю петицию подписали всего 125 тысяч человек, что составляет менее чем полпроцента от общего населения Техаса.
Само собой, власти США всячески пытаются противостоять таким настроениям. Включается и привычный вариант «российского вмешательства». Например, несколько лет назад американское издание Politico обвинило российские власти в поддержке техасских сепаратистов. В доказательство приводятся слова президента Владимира Путина: «А отхапать от Мексики Техас – это справедливо?», а также тот факт, что в 2014 году один из лидеров «Националистического движения Техаса» Натан Смит посетил Петербург, где участвовал в Международном русском консервативном форуме.
Между прочим, на том форуме Смит, назвав США «диктатурой», заявил, что его организацию поддерживают более 250 тысяч человек, в том числе все техасцы, которые служат в американской армии. Думается, заявление это слишком смелое, о чем, в частности, свидетельствует количество подписавших петицию о сецессии. Однако в июне 2022 года республиканцы Техаса заявили о планах организации референдума об отделении. А недавно стало известно, что вопрос: «Следует ли штату Техас восстановить свой статус в качестве независимой страны?», очевидно, войдет в бюллетени республиканской партии штата на первичном голосовании в марте следующего года. Так что вероятность «Текзита» – выхода штата из состава США – все-таки остается.
Что касается обвинений России в стимулировании этого процесса, то хотя, конечно, приятно думать, что у нашей страны столь длинные руки, скорее всего, это не так. Нынешнее обострение на мексиканской границе связано, видимо, с фактически уже начавшейся в США президентской кампанией. Недаром Дональд Трамп, намеренный бороться за президентское кресло, выразил штату поддержку в его противостоянии с федеральным центром.
Вряд ли все это в скором времени приведет США ко второй гражданской войне, но очевидно, что обстановка там обостряется – в том числе и в отношении сепаратизма. Подобные настроения крепнут в Луизиане, на Аляске и Гавайях, в резервациях индейцев сиу и других регионах. Все это по отдельности, конечно, не очень серьезно, однако вместе уже должно вызывать беспокойство у американских властей.
Однако что касается штата Одинокой звезды, там сепаратистские устремления компенсируются собственной внутренней угрозой. Многие мексиканцы до сих пор считают присоединение Техаса к США незаконным актом. А уже сейчас процент латиноамериканцев (чиканос), мексиканцев по большей части, в Техасе составляет почти 37 процентов от населения, к середине же века они могут стать национальным большинством не только в Техасе, но и на всем юго-западе США. Они присутствуют во всех сферах жизни: бизнесе, образовании, бюрократии, полиции, армии. И среди них есть люди, одержимые идеей отторгнуть юго-западные штаты, образовав на их месте латиноамериканское государство Ацтлан. Разумеется, пока это из области фантастики, однако, стань Техас независимым, Ацтлан окажется серьезной проблемой для него.
Как бы то ни было, судя по всему, спокойная жизнь в ближайшие десятилетия Соединенным Штатам не грозит.
Павел Виноградов, журналист
Санкт-Петербург