10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Лк., 89 зач., XVIII, 10-14.
С приближением весны, в храмах начинают звучать грустные песнопения, готовя верующих к Великому посту — особому времени духовного развития.
В это время каждый христианин стремится к самосовершенствованию, однако возникает вопрос: "С чего начать мой духовный путь?" Ответ на него содержится в притче о мытаре и фарисее, которую Христос использовал для подчеркивания важности покаяния как первого шага на пути изменений.
Покаяние — это особое состояние, где усилия человека по самосовершенствованию сливаются с верой в помощь от Бога, который всегда готов помочь Своим творениям.
Герои притчи пришли в храм для молитвы перед Богом. Оба стремились к добрым поступкам, однако важен не только сам поступок, но и духовное состояние, которое ими двигало: гордость фарисея и смирение мытаря. Евангелие ясно показывает, кто в итоге был оправдан.
Молитва может быть разной: искренней и сердечной, но также она может быть проявлением гордости. Евангельская притча иллюстрирует эти два молитвенных подхода, направляя человека на правильный путь. Церковь предостерегает, давая указания для успешного прохождения Великого поста. Миссия христианина — принять это наставление и пронести это духовное настроение на протяжении всего Великого поста.