Найти в Дзене

Угнал самолет из немецкого плена. Подвиг летчика, который забыли.

Свой подвиг пленный лётчик-истребитель Михаил Девятаев совершил 8 февраля 1945 года. В плен командир звена 104-го гвардейского истребительного авиаполка попал летом 1944 года, успев до этого уничтожить 9 фашистских самолётов. В одном из боёв в его самолёт попал вражеский снаряд. Лётчика нашли без сознания. Так он попал в лагерь Заксенхаузен. За попытку побега из лагеря его приговорили к смерти, но Девятаев чудом сумел избежать ее. Сохранившиеся лагерные документы зафиксировали: 5 декабря 1944 года Девятаев сожжён в печи. Летчика спас парикмахер, заменивший его бирку на бирку умершего артиллериста Никитенко. Под этой фамилией Михаил Петрович и попал на сверхсекретный объект Пенемюнде на острове Узедом. Это была база, где немцы проводили испытания ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 и с которой ежедневно обстреливали ракетами Лондон.  Девятаев и другие советские заключенные решают бежать, ведь на Узедоме был свой аэродром. Не привлекая внимания, они изучают немецкую технику, чтобы понять, как ею управ

Свой подвиг пленный лётчик-истребитель Михаил Девятаев совершил 8 февраля 1945 года.

-2

В плен командир звена 104-го гвардейского истребительного авиаполка попал летом 1944 года, успев до этого уничтожить 9 фашистских самолётов. В одном из боёв в его самолёт попал вражеский снаряд. Лётчика нашли без сознания. Так он попал в лагерь Заксенхаузен.

За попытку побега из лагеря его приговорили к смерти, но Девятаев чудом сумел избежать ее. Сохранившиеся лагерные документы зафиксировали: 5 декабря 1944 года Девятаев сожжён в печи. Летчика спас парикмахер, заменивший его бирку на бирку умершего артиллериста Никитенко. Под этой фамилией Михаил Петрович и попал на сверхсекретный объект Пенемюнде на острове Узедом. Это была база, где немцы проводили испытания ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 и с которой ежедневно обстреливали ракетами Лондон. 

Девятаев и другие советские заключенные решают бежать, ведь на Узедоме был свой аэродром. Не привлекая внимания, они изучают немецкую технику, чтобы понять, как ею управлять. Спустя шесть дней они захватывают самолет и вместе с девятью пленными поднимают его в небо. Правда, сделать это удалось не с первой попытки. Вот как Девятаев описывал этот момент в своей книге «Побег из ада»:

«Машина с ревом несется к морю. Володя Соколов занял место «штурмана» в передней части кабины, Кривоногов и Кутергин — со мной рядом.

«Давите на руль!» - призываю на помощь товарищей. Кривоногов и Кутергин усердно нажали. Чувствую, что хвост самолета начинает отрываться от земли, фюзеляж приобретает горизонтальное положение. Скорость начала заметно возрастать, от чего земля покрылась сплошными линиями. Четыре удара колес о цементную дорожку. Наконец, более плавный, последний толчок — отрыв от земли. Самолет в воздухе! Какие радость и волнения охватили наши сердца! Я был на седьмом небе. Земля уходила вниз. Мелькнул обрывистый берег и остался позади. Плавно работали моторы, унося нас из ужаснейшего ада, с вражеской земли, пропитанной кровью и слезами миллионов людей».

В погоню за ним отправляется немецкий самолет, но Девятаеву удается оторваться (в 2002 году он встретится с летчиком, пытавшимся сбить его). Он направляет Heinkel к солнцу, чтобы их не смогли достать немецкие зенитки. К счастью, им удается достичь границы с СССР.

Лётчик не просто спас свою жизнь, а доставил на родину координаты ракет ФАУ, которые вскоре уничтожили советские войска.