Найти тему
RuBaltic.Ru

Турция пытается урвать свой кусок молдавского пирога

В условиях трансформирующегося миропорядка многие страны спешат повысить свою значимость на международной арене и занять свое место «под солнцем». Одной из таких является Турецкая Республика, амбиции которой постоянно растут. Анкара сегодня стремится стать уже не региональным, а одним из глобальных лидеров. Одним из важных объектов турецкой внешней политики является Республика Молдова.

В своей внешней политике Турция опирается на идеи построения «тюркского мира» и возрождения былого величия Османской империи. Для достижения этих целей используется комплексный подход к проводимому внешнеполитическому курсу через экономические и гуманитарные инструменты на всем постсоветском пространстве. Молдова не стала исключением и находится в зоне особого внимания Турции по ряду причин.

Главная из них – историческая. В 18 веке оба берега Днестра принадлежали Османской империи, но после двух русско-турецких войн в 1791 и 1812 перешли к Российской Империи. Таким образом, интерес у Турции проявляется к Молдове в рамках идеологии неоосманизма.

В то время, как присутствие Москвы в республике ощущается все меньше, Анкара, напротив, наращивает свою активность. Ситуацию для РФ усугубляют спровоцированные вспышки антироссийских настроений и протестной активности в Молдове.

Расторжение правительством соглашений в рамках СНГ в военной сфере и здравоохранении, аргументируемое курсом на интеграцию в ЕС, присоединение к более чем 80% санкций Запада против России, и другие прецеденты свидетельствуют об ослабевании позиций России в стране.

В это же время Турция наращивает свое присутствие и укрепляет позиции. На данном этапе развития отношений с Молдовой у Турции есть все шансы стать одним из ее самых важных союзников и партнеров за пределами ЕС, вытеснив Россию. Такая стратегия вписывается в общие рамки внешней политики Анкары в отношении стран, расположенных вблизи Черного моря, чтобы сделать их так или иначе подконтрольными турецкому правительству.

Свои сугубо политические интересы Турецкая Республика реализует через экономические инструменты. Между Анкарой и Кишинёвом заключен договор о свободной торговле и официально основой двусторонних отношений являются вопросы экономического сотрудничества, торговли и инвестиций, но ими не ограничиваются. Большой вклад Анкара делает в развитие гуманитарной, культурной, медицинской и других сфер.

Так, к примеру, с 2015 по 2020 год Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (ТИКА) вложило в Молдову 36,39 миллионов долларов США, что больше, чем, к примеру, на Украину.

Реализация гуманитарных проектов формирует положительный образ Турции у молдаван, что также является целью политики «мягкой силы» турок.

Одним из важнейших направлений работы и инструментов влияния Турции в Молдове является автономная Гагаузия – из-за своего статуса и тюркского населения. В своих официальных заявлениях Анкара говорит о том, что поддерживает суверенитет и территориальную целостность Молдовы, однако, де-факто, она рассматривает Гагаузию как отдельную от нее политико-экономическую единицу. Так, например, в 2021 году один из идеологов турецкой внешней политики Мевлют Чавушоглу, занимавший тогда пост министра иностранных дел, подчеркнул, что Гагаузская автономная область, которая является неотъемлемой частью Молдовы, является мостом дружбы, укрепляющим отношения между Анкарой и Кишинёвом.

В качестве примера особенного отношения к гагаузской автономии можно привести случай в ноябре 2023 года, когда Башкан Гагаузии Евгения Гуцул заявила о завершении переговоров с турецкой компанией о специальных поставках природного газа в автономию по сниженной цене.

Поскольку гагаузы являются тюрками, то выставляется данное событие как помощь братскому народу.

С Гагаузией реализуются отдельные гуманитарные и образовательные проекты. Так, к примеру, ряд совместных мероприятий проводят «Турецкий красный полумесяц» и власти автономии. В 2020 году была достигнута договорённость о поставке в автономию инвалидных колясок, слуховых аппаратов, тонометров и другого оборудования со стороны Турции. Во время пандемии Анкара также оказывала помощь Гагаузии в сфере здравоохранения. Медицинские учреждения автономии получили 20 000 масок, 1 200 халатов и 300 костюмов индивидуальной защиты. Вручая подарок турецкой посол охарактеризовал его как «символическую помощь в знак братской поддержки Гагаузии».

Более того, в 1993 году в Гагаузии отказались от использования кириллицы в пользу латинского алфавита, а двумя годами позже было основано первое Общество турецко-гагаузской дружбы. Отношения развивались постепенно и по нарастающей, что способствовало отдалению автономии от политически близкой России.

В то же время, отношения между правящей элитой Молдовы и автономной Гагаузией сегодня довольно натянуты. В попытке сохранить себя и в борьбе за свою идентичность, гагаузы принимают любую помощь – и от Турции, и от России.

Показательным является обращение депутата народного собрания региона в честь 29-летия автономии – в своей речи он обратился сначала за помощью к России и отметил, что она всегда оказывала поддержку и благодаря ей народ обрел свою новую родину. Затем он обратился к Турции, которая также внесла немалый вклад в поддержку Гагаузии. Поэтому, несмотря на общие положительные настроения у жителей автономии в отношении России, уровень симпатии будет выше к тому партнеру, который больше в них «вкладывается» – и на данный момент этим партнером является Турция. Анкара подкрепляет свой статус не только экономическими способами, но и «тюркской риторикой» об этнической близости, братских народах и пр.

Однако это не означает, что интерес к развитию отношений с Москвой будет утерян, как минимум, в силу общего исторического прошлого сократить контакты будет сложно.

На сегодняшний день существует риск развития политического кризиса внутри Молдовы и эскалации замороженного конфликта, как одного из способов нанести по России удар на внешнеполитической арене. Гагаузия в данном случае может стать одной из «отправных точек», поскольку уже происходит усиление раскола между автономией и страной в целом из-за различия в политических взглядах, за что, по заявлениям представителей правящей партии в Молдове, она была лишена налоговых льгот под предлогом «антиевропейских настроений». Можно предположить, что в случае возникновения конфликта одним из партнеров, поддерживающих народ Гагаузии, станет Турция.

Соперничество же России и Турции в Молдове носит долгосрочный характер, результаты которого мы сможем увидеть, как минимум, через несколько лет.