Добрый день, дорогие читатели!
Сегодня мы будем разбираться в нереализованных планах Филёвской линии.
О самой линии и её станциях можете прочитать по ссылкам:
Приятного чтения!
Первые проекты
Для начала следует сказать пару слов об истории Филёвской линии. В первые планы строительства метро 1930-х годов вообще не входило строительство линии. В Фили, Кунцево и Крылатское должна была пойти Арбатско-Покровская линия, о чём свидетельствует её первая планируемая трассировка:
Никитинская Улица - Стадион - Электрозавод - Спартаковская - Курский Вокзал - Площадь Революции - Улица Коминтерна - Арбатская - Смоленская - Киевская - Кутузово - Фили - Кунцево - Крылатское
Фактически первый участок будущей линии (от станции Улица Коминтерна (нынешняя Александровский Сад) до станции Смоленская) был открыт в первой очереди московского метрополитена 15 мая 1935 года. Изначально он входил в состав Кировского диаметра (нынешняя Сокольническая линия), на которой было организовано вилочное вилочное движение от станции Охотный ряд: часть поездов шла до станции Смоленская, другая — до станции Парк Культуры.
Через два года на линии была открыта станция Киевская. Участок Смоленская — Киевская стал первым наземным участком в столичном метро. В 1938 году данный участок вошёл в состав новой линии — Арбатско-Покровской, однако в 1941 году в ходе бомбардировок в перегон участка Арбатская — Смоленская попала бомба, после чего было принято решение о необходимости строительства параллельного участка глубокого заложения.
Участок был открыт в 1953 году, тогда часть линии мелкого заложения от Калининской (Александровского сада) до Киевской была закрыта. Однако, с приходом власти Н.С. Хрущева было принято решение о строительстве на западе нового наземного Филёвского радиуса. Участок от станции Калининская до станции Киевская был вновь открыт в 1958, уже в составе новой линии, получивший название Арбатско-Филёвская. В том же году был открыт новый участок линии от Киевской до Кутузовской.
Ответвление в Рабочий посёлок
Трассировка будущей Филёвской линии, проектируемая в 1950-х годах, выглядела так:
Кутузовская - Фили - Орджоникидзе - Пятое Кольцо - Мазилово
Этот участок линии был построен (изменены были только названия станций).
Однако позже планами было предусмотрено, что за Кунцевской линия будет раздваиваться: часть поездов должны будут следовать до станции Молодёжная (а в дальнейшем до Крылатского), а остальные — до станции с проектным названием Рабочий Посёлок. По-видимому, станция Рабочий Посёлок должна была находиться около одноимённой ж/д платформы Белорусского направления.
Планы по строительству ответвления появлялись вплоть до 1970-х годов, однако они так и не были осуществлены. Станции Кунцевская, Молодёжная и Крылатское были построены на линии, однако в 2008 году были включены в состав Арбатско-Покровской линии.
Продление линии в Рабочий Посёлок могло бы обеспечить метро жителей современного Можайского района Западного округа, в котором до сих пор не построено ни одной станции.
Станция Дорогомиловская
Одной из непостроенных станций Филёвской линии является станция с проектным названием Дорогомиловская (не путать с проектируемой одноимённой станцией Калининско-Солнцевской линии).
Станцию проектировали в 2000-х годах, когда было решение построить ответвление от станции Киевская в Москва-сити. Станция должна была находиться на довольно длинном перегоне Киевская — Выставочная. Данный перегон обладает самым большим уклоном в московском метро (48 ‰ (тысячных)), специально для будущей станции на участке сделали прямой участок тоннеля.
Сама станция должна была быть расположена на месте пересечения Большой Дорогомиловской улицы (по которой станции и было дано название) и Кутузовского проспекта, у площади Дорогомиловская застава.
Впоследствии от станции было решено отказаться и на этом участке было открыто только две станции — Выставочная (в 2005 году) и Международная (в 2006 году).
Продление линии на запад
В 2010-х годах планировалось продление Филёвской линии на запад вдоль Можайского шоссе и за МКАД, в Сколково и вплоть до города Одинцово.
На плане можно видеть, что вдоль Можайского шоссе проектировалось две станции:
- первая из них могла бы находиться на пересечении Можайского шоссе, Рябиновой улицы и Гвардейской улицы;
- вторая — была бы расположена вблизи МКАД и Беловежской улицы.
Далее на линии было бы открыто ещё три станции:
- станция вблизи ж/д платформы Сколково Белорусского направления;
- станция на пересечении Можайского шоссе и улицы Говорова (неподалёку от ж/д станции Баковка);
- конечная станция линии могла быть расположена на пересечении Можайского шоссе и улицы Маршала Неделина.
В более ранних проектах отмечена следующая трассировка Филёвской линии:
Тогда конечная станция линии была бы расположена у инновационного центра "Сколково" и линия не дошла бы до Одинцово.
В настоящем времени Филёвскую линии не планируется продлевать, так как трассировка линии практически везде будет дублировать маршрут прохождения не так давно появившегося МЦД-1.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!