Найти тему
Заметки о столице

Нереализованные проекты метро: Филёвская линия

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня мы будем разбираться в нереализованных планах Филёвской линии.

О самой линии и её станциях можете прочитать по ссылкам:

Приятного чтения!

Проектные названия станций Филёвской линии. Взято отсюда:
Проектные названия станций Филёвской линии. Взято отсюда:

Первые проекты

Для начала следует сказать пару слов об истории Филёвской линии. В первые планы строительства метро 1930-х годов вообще не входило строительство линии. В Фили, Кунцево и Крылатское должна была пойти Арбатско-Покровская линия, о чём свидетельствует её первая планируемая трассировка:

Никитинская Улица - Стадион - Электрозавод - Спартаковская - Курский Вокзал - Площадь Революции - Улица Коминтерна - Арбатская - Смоленская - Киевская - Кутузово - Фили - Кунцево - Крылатское

Фактически первый участок будущей линии (от станции Улица Коминтерна (нынешняя Александровский Сад) до станции Смоленская) был открыт в первой очереди московского метрополитена 15 мая 1935 года. Изначально он входил в состав Кировского диаметра (нынешняя Сокольническая линия), на которой было организовано вилочное вилочное движение от станции Охотный ряд: часть поездов шла до станции Смоленская, другая — до станции Парк Культуры.

Схема первой очереди Московского метро, 1935 год. Взята отсюда: https://nashemetro.ru.
Схема первой очереди Московского метро, 1935 год. Взята отсюда: https://nashemetro.ru.

Через два года на линии была открыта станция Киевская. Участок Смоленская — Киевская стал первым наземным участком в столичном метро. В 1938 году данный участок вошёл в состав новой линии — Арбатско-Покровской, однако в 1941 году в ходе бомбардировок в перегон участка Арбатская — Смоленская попала бомба, после чего было принято решение о необходимости строительства параллельного участка глубокого заложения.

Участок был открыт в 1953 году, тогда часть линии мелкого заложения от Калининской (Александровского сада) до Киевской была закрыта. Однако, с приходом власти Н.С. Хрущева было принято решение о строительстве на западе нового наземного Филёвского радиуса. Участок от станции Калининская до станции Киевская был вновь открыт в 1958, уже в составе новой линии, получивший название Арбатско-Филёвская. В том же году был открыт новый участок линии от Киевской до Кутузовской.

Ответвление в Рабочий посёлок

Трассировка будущей Филёвской линии, проектируемая в 1950-х годах, выглядела так:

Кутузовская - Фили - Орджоникидзе - Пятое Кольцо - Мазилово

Этот участок линии был построен (изменены были только названия станций).

Одна из перспективных схем метро 1957 года. Взята с сайта: https://www.metro.ru.
Одна из перспективных схем метро 1957 года. Взята с сайта: https://www.metro.ru.

Однако позже планами было предусмотрено, что за Кунцевской линия будет раздваиваться: часть поездов должны будут следовать до станции Молодёжная (а в дальнейшем до Крылатского), а остальные — до станции с проектным названием Рабочий Посёлок. По-видимому, станция Рабочий Посёлок должна была находиться около одноимённой ж/д платформы Белорусского направления.

Перспективная схема метро 1960 года. Станция в Крылатском должна была находиться севернее, чем её построили в итоге (около Рублёвского шоссе). Взята с сайта: https://www.metro.ru.
Перспективная схема метро 1960 года. Станция в Крылатском должна была находиться севернее, чем её построили в итоге (около Рублёвского шоссе). Взята с сайта: https://www.metro.ru.

Планы по строительству ответвления появлялись вплоть до 1970-х годов, однако они так и не были осуществлены. Станции Кунцевская, Молодёжная и Крылатское были построены на линии, однако в 2008 году были включены в состав Арбатско-Покровской линии.

Продление линии в Рабочий Посёлок могло бы обеспечить метро жителей современного Можайского района Западного округа, в котором до сих пор не построено ни одной станции.

Перспективная схема метро 1962 года. Взята с сайта: https://www.metro.ru.
Перспективная схема метро 1962 года. Взята с сайта: https://www.metro.ru.
Фрагмент схемы перспективного развития метрополитена 1975 года. Схема отсюда: https://www.metro.ru.
Фрагмент схемы перспективного развития метрополитена 1975 года. Схема отсюда: https://www.metro.ru.

Станция Дорогомиловская

Одной из непостроенных станций Филёвской линии является станция с проектным названием Дорогомиловская (не путать с проектируемой одноимённой станцией Калининско-Солнцевской линии).

Станцию проектировали в 2000-х годах, когда было решение построить ответвление от станции Киевская в Москва-сити. Станция должна была находиться на довольно длинном перегоне Киевская — Выставочная. Данный перегон обладает самым большим уклоном в московском метро (48 ‰ (тысячных)), специально для будущей станции на участке сделали прямой участок тоннеля.

Фрагмент перспективной схемы метро 2003 года. Взята с сайта: https://www.metro.ru.
Фрагмент перспективной схемы метро 2003 года. Взята с сайта: https://www.metro.ru.

Сама станция должна была быть расположена на месте пересечения Большой Дорогомиловской улицы (по которой станции и было дано название) и Кутузовского проспекта, у площади Дорогомиловская застава.

Впоследствии от станции было решено отказаться и на этом участке было открыто только две станции — Выставочная (в 2005 году) и Международная (в 2006 году).

Непостроенная станция Дорогомиловская на перегоне Киевская — Выставочная. Взято с сайта: https://www.nashtransport.ru.
Непостроенная станция Дорогомиловская на перегоне Киевская — Выставочная. Взято с сайта: https://www.nashtransport.ru.

Продление линии на запад

В 2010-х годах планировалось продление Филёвской линии на запад вдоль Можайского шоссе и за МКАД, в Сколково и вплоть до города Одинцово.

Проект продления Филёвской линии в Одинцово Генплана Москвы. Взято с сайта: https://www.nashtransport.ru.
Проект продления Филёвской линии в Одинцово Генплана Москвы. Взято с сайта: https://www.nashtransport.ru.

На плане можно видеть, что вдоль Можайского шоссе проектировалось две станции:

  • первая из них могла бы находиться на пересечении Можайского шоссе, Рябиновой улицы и Гвардейской улицы;
  • вторая — была бы расположена вблизи МКАД и Беловежской улицы.

Далее на линии было бы открыто ещё три станции:

  • станция вблизи ж/д платформы Сколково Белорусского направления;
  • станция на пересечении Можайского шоссе и улицы Говорова (неподалёку от ж/д станции Баковка);
  • конечная станция линии могла быть расположена на пересечении Можайского шоссе и улицы Маршала Неделина.

В более ранних проектах отмечена следующая трассировка Филёвской линии:

Ранний вариант схемы развития внеуличного транспорта г. Москвы из изменений в Генплан Москвы в части присоединенных территорий. Взят с сайта: triptonkosti.ru.
Ранний вариант схемы развития внеуличного транспорта г. Москвы из изменений в Генплан Москвы в части присоединенных территорий. Взят с сайта: triptonkosti.ru.

Тогда конечная станция линии была бы расположена у инновационного центра "Сколково" и линия не дошла бы до Одинцово.

В настоящем времени Филёвскую линии не планируется продлевать, так как трассировка линии практически везде будет дублировать маршрут прохождения не так давно появившегося МЦД-1.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!