Сегодня многие стараются «повесить всех собак» на французского автопроизводителя Renault, обвиняя его во всех бедах российского автопрома. При этом забывая, что никто перед французами не ставил задачу создания полностью автономной российской автоиндустрии «а ля Северная Корея» с ее идеями чучхэ – «опорой на собственные силы».
Французы работали по правилам, которые были выставлены им российскими чиновниками, разработавшими инвестиционные инструменты под названием специнвестконтракты (СПИКи), а немного ранее по правилам «промсборки-2». В 2008 году, когда первый пакет акций российского предприятия был продан иностранцам, у чиновников наверняка было осознание, что крупный зарубежный автопроизводитель будет интегрировать АвтоВАЗ в свою группу, аналогично тому как интегрировал чешскую Skoda немецкий гигант Volkswagen.
Вдобавок перед глазами был пример первых успехов румынского бренда Dacia как на зарубежных рынках, так и внутри французской группы.
Также сегодня ставят в вину прежнему руководству АвтоВАЗа, возглавляемого зарубежным топ-менеджментом уничтожение отечественной автокомпонентной отрасли. Но, как известно, АвтоВАЗ должен был выбирать – работать с прежними партнерами, выпускающими некачественную и более дорогую продукцию, либо переключиться на пул поставщиков французской группы, которая предлагала более дешевые и качественные компоненты.
Самое интересное, что с аналогичной проблемой сегодня столкнулся соседний автогигант. Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин в недавнем интервью федеральным «Ведомостям» рассказал:
«…не очень просто, потому что те же пластиковые детали для этого автомобиля должны делать заводы, которые обеспечивают легковой сегмент. Начинаешь взвешивать — дешевле из Китая привезти или здесь сделать? Тем более что баллов это много не дает», — рассуждал он.
Можно долго описывать стратегические и текущие задачи, которые решал топ-менеджмент АвтоВАЗа прежнего состава до 16 мая 2022 года. Например, какой моделью автомобиля марки Lada покорять зарубежные рынки? Иными словами сделать серьезный экспортный прорыв российской автоиндустрии, в условиях, когда у РФ очень небольшое число соглашений со странами мира о свободной торговле. И априори российский автомобиль нигде не ждут. Выбор пал на новую Lada Niva на платформе CMF-B, о чем было сказано в презентации стратегического плана Renaulution от 2021 года.
И это еще не все. Российский офис французского автопроизводителя в Москве имел самостоятельность и его мнение всегда учитывалось в головном Renault Group в Париже при формировании и создании модельного ряда.
Напомним пару примеров из недавней истории. Французский автопроизводитель хотел «продвинуть» на российский рынок переднеприводный европейский кроссовер Renault Captur класса SUV-B.
Однако российские специалисты настояли, чтобы было сформировано специальное техзадание автомобиля для российского рынка. Российский автомобиль должен быть крупнее, обладать более вместительным багажником, с измененным передним бампером и полным приводом. Городской европейский кроссовер Renault Captur не смог бы завоевать симпатий российских автолюбителей и был бы провальным в России. В результате работы российских специалистов появился кроссовер Renault Kaptur.
После этого проекта кроссовера креативные сотрудники московского офиса Renault начали работу над автомобилем, который позже назовут Arkana. Мы не зря вспомнили этот аспект работы французского автопроизводителя в России. В те годы, когда еще российский рынок не покинули другие автомобильные компании из Европы, Японии или Кореи, вы не вспомните ни одного примера такой «самостоятельности» московского офиса солидной автомобильной компании, которым доверили создавать автомобиль практически «с нуля». О создании купе-кроссовера Renault Arkana наш канал рассказал подробно здесь по ссылке.
Напротив, зарубежные автопроизводители, как правило, ограничивались следующим - брали какую-либо модель «всемирного автомобиля» из бюджетного класса и ставили его конвейер своего сборочного предприятия на российской почве, добавляя некоторые опции в связи с особенностями российской эксплуатации. Почувствуйте разницу подходов.
В презентации Renaulution, которую обнародовали три года назад в январе 2021 года, для российского бренда Lada французы предложили в качестве единственной автомобильную платформу альянса CMF-B, вместо пяти, на которых построен современный модельный ряд тольяттинского автогиганта. На этой зарубежной архитектуре должен построен перспективный модельный ряд российского автопроизводителя. Тогда, в рамках презентации, и был представлен перспективный модельный ряд отечественного автогиганта – две модели Lada Iskra (аналоги Dacia Logan/Sandero – седан и универсал), новый внедорожник Lada Niva и Lada Bigster – кроссовер класса SUV-C.
Впрочем, Renault Group на российском автомобильном рынке была представлена двумя брендами – отечественным Lada и иномарочным Renault, с линейкой кроссоверов Duster, Kaptur и Arkana, которые выпускали на московском заводе «Рено Россия». В свою очередь, седан и хэтчбек Renault Logan/Sandero производили на АвтоВАЗе на первой нитке конвейера. Неудивительно, что все эти автомобили использовали устаревшую платформу В0. Только более современный кроссовер Arkana создавали на модернизированной платформе Global Access, которая, впрочем, была развитием той же самой архитектуры В0.
Таким образом, на платформе В0 в Российской Федерации выпускали целых 8 моделей Lada и Renault, вдобавок еще кроссовер Nissan Terrano. Как в этой связи не вспомнить заявление Яна Птачека, руководителя Рено Россия, три года назад заявившего в интервью ТАСС, что на российский рынок до 2025 года будут выведены 6 новых моделей с ромбиком на радиаторе.
В интервью ТАСС топ-менеджер утверждал:
«Мы уже вывели на рынок Renault Arkana в 2019 году и новый Kaptur в 2020 году. В целом с 2020 до 2025 мы хотим запустить шесть новых моделей на российском рынке».
Сегодня можно только предположить, что готовили французы для россиян. Но одно очевидно, что новые модели Renault должны быть локализованными. В число новинок войдут модели на общей платформе CMF-B и новая модель С-класса. Стало ясно из интервью Птачека.
Первые три новинки можно сразу назвать точно – это перевод французских кроссоверов на новую архитектуру альянса CMF-B. Новый Renault Duster уже презентован, его сегодня уже можно увидеть. После некоторых доработок он точно бы выпускался в России. Также можно увидеть «в железе» модернизированный кроссовер Renault Arkana на платформе альянса.
А вот что c Renault Kaptur? По крайней мере, Ян Птачек говорил о новой модели С-класса. Что за автомобиль Renault мог быть? Вряд ли это седан Megane. Продажи седанов С-класса все предыдущее десятилетие стремительно сокращались и на российском рынке остались более-менее популярными только Skoda Octavia и KIA Cerato. Входить в такой класс техники было бы верхом безумия. А вот вместо Kaptur могла стать новика, о которой недавно заявили французы, прототип которой был показан еще в 2017 году.
Сегодня Renault подготовила новый автомобиль в этом классе Symbioz, точнее в нижнем среднем классе с длиной машины всего 4410 мм, который расположится между Captur (4228 мм) и Austral (4510). В нашем случае Arkana (4568 мм). Сегодня в европейской автомобильной прессе его именуют не иначе как Grans Captur.
Какие еще три новых автомобиля с ромбиком были в планах, о которых поведал Ян Птачек, останется секретом. Да теперь сегодня это уже и неважно. Был бы это универсал Dacia Jogger с ромбиком на радиаторе, или французы вывели универсал Kangoo, или поделили бы семейство Logan/Sandero. Останется тайной великой. На соседнем турецком рынке седан Logan остался за брендом Renault и называется Taliant, а хэтчбек продается как Dacia Sandero. Все дело в том, чтобы не допустить каннибализма. Поэтому в линейке Renault оставлен хэтчбек Clio, а его аналог Sandero ушел в румынский бренд Dacia.
Но тут еще важно, что французы запустили бы процесс, а именно, повышение маржинальности своей модельной линейки. Сегодня мало кто вспомнит заявление руководителя АвтоВАЗа Николя Мора в 2021 году о том, что вскоре ценник новых автомобилей Lada (на платформе CMF-B) подтянется до одного миллиона рублей, а может подняться и до 1 200 тысяч. С высоты сегодняшнего дня эти цифры можно воспринимать как шутку. Но этот тренд закладывался топ-менеджментом. То есть до уровня стоимости народных иномарок - Solaris, Rio, Polo, Rapid и т.д.
И наконец, локализация. Вспомните, как в 2015 году, когда президент РФ опробовал новый седан Lada Vesta, выйдя из машины, он задал вопрос главе АвтоВАЗа Бу Андерсону - а какова локализация нового отечественного автомобиля? Швед сразу выдал цифру – 71%. По той методике расчета, которая на тот момент была актуальна «промсбока-2», действительно, показатель был таким. В перспективе намечены были мероприятия по увеличению показателя до 85%. По отчетам в Минпромторг автомобили Lada и Renault были самыми высоколокализованными. После ухода Renault локализация не прошла серьезную проверку на самодостаточность. Но тогда никто из чиновников Минпромторга и не закладывал идеи чучхэ в специнвесткоракты (СПИКи) с зарубежными автопроизводителями.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz