Найти тему

Начинаем изучать статистику пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Часть 1. Динамика 2000-2023 гг.

Всем добрый день! Как бы там не ругали наших статистиков, но более официального и, наверное, точного источникам информации у нас все равно нет. Безусловно, я знаю анекдот про три вида лжи. Знаете? Буквально одна строка, да простят меня статистики:

Есть ложь! Есть наглая ложь! А есть статистика

Ну давайте все-таки будем верить, что статистика - это наука, и она не терпит приблизительности, как говорила в культовом фильме тов. Калугина Л.П. В конце концов, статистика обрабатывает именно те данные, которые ей предоставляют организации, а поэтому сомнения в достоверности можно отнести и на самих хозяйствующих субъектов. Но сейчас не об этом. А буквально некоторое время назад был опубликован очередной статистический обзор по результатам работы отрасли в 2023 году, который я и предлагаю проанализировать.

Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И начнем с того, что традиционно вызывает максимальный интерес. С анализа динамики. Сразу же приведу источник, которым я пользовался при проведении расчетов. Это информация федеральной службы государственной статистики. Она доступна по ссылке ниже:

Росстат — Транспорт

Итак, представляю вам график динамики отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования (включая пригородное сообщение в млн. чел. за 2000-2023 гг. в целом по РФ.

График 1. Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования
График 1. Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования

С одной стороны, мы видим определенное увеличение объема перевозок по сравнению с 2022 годом. Прирост здесь составил аж 62 млн. чел., достигнув уровня 1205 млн. чел., то есть 1,2 млрд. Еще раз подчеркну, что в данном случае мы анализируем данные с учетом пригородного сообщения. Затем я разобью отдельное - поезда дальнего следования / пригородное сообщение. С другой стороны, в 2023 году мы лишь на 0,29% превзошли допандемийный уровень 2019 года. В пассажирах - это прирост на 4 млн. чел.

И, к сожалению, это ну никак не может сравниться с показателями периода 2000-2008 гг., когда количество отправлений пассажиров было значительно больше. Например, уровень 2023 года относительно уровня 2000 года - это лишь 84,93%, то есть падение относительно 2000 года (-15%). Тогда было отправлено 1418 млн. чел.! Вы помните 2000 год? Я отлично помню. Не знаю, как в вашем городе, но в Иркутске был глухой кризис, продолжающийся после дефолта 1998 года. И тогда было отправлено пассажиров на 213 млн. чел. больше, чем в 2023 году.

Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Фиксируем первый вывод: в долгосрочной перспективе налицо снижение пассажиропотока. Я бы не очень хотел высказывать своё мнение о причинах такой ситуации. Наверное, это не одна, а комплекс причин. Но то, что одна из основных - это цена билетов, на мой взгляд, очевидно. Ну или соотношение цена / заработная плата. Экономический базис определяет всё остальное.

Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Теперь давайте оценим ситуацию отдельно по пригородному сообщению и поездам дальнего следования. Правда, здесь, к сожалению, статистика лишь за период с 2005 года предоставляется, но в целом это более чем достаточный лаг для такого анализа.

График 2 Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении
График 2 Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении

Ситуация практически аналогичная с симметричным снижением абсолютных показателей. То есть менее чем 5% прирост в 2023 году и более чем 10%-ое падение по сравнению с 2005 годом. Общее же количество отправленных пассажиров составляет около 1080 млн. чел. В 2005 году было 1205 млн. чел. И это при всех построенных московских диаметрах и внедренных "Ласточках". Да там должен был наблюдаться огромный рост числа отправлений пассажиров, а не такая вялая динамика.

При этом доля отправлений пригородным транспортом никогда не была менее 87,5% и более 92,5% (график 3).

График 3 Динамика доли отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в общем объеме отправлений
График 3 Динамика доли отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в общем объеме отправлений

Если принять население России в районе 146 млн. чел., то это означает, что каждый совершил около 7 поездок в пригородном сообщении.

Фиксируем второй вывод: отправление пассажиров в рамках пригородного сообщения многократно (примерно в 9 раз) превосходит отправление пассажиров поездами дальнего следования, но в долгосрочном периоде и здесь динамики скорее понижательная.

Теперь давайте посмотрим, что там с поездами дальнего следования:

График 4 Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в сообщении поездами дальнего следования
График 4 Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в сообщении поездами дальнего следования

Здесь достаточно существенный рост по сравнению с 2022 годом - аж на 13% или 14 млн. чел. Но до 137 млн. 2007 года еще достаточно далеко - необходимо увеличить отправление пассажиров еще на 13 млн. чел. Но вообще - что такое 124 млн. чел?! Это меньше чем по 1 поездке на каждого жителя страны.

И напоследок одна загадка. А Вы знаете, в каком месяце в 2023 году на железной дороге было максимальным количество отправленных пассажиров? Думаете июль или август? А вот и нет. В сентябре! Причем, прежде всего, за счет пригородного сообщения.

График 5. Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования по месяцам в 2023 году
График 5. Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования по месяцам в 2023 году

По пригородному сообщению график выглядит следующим образом:

График 6. Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования по месяцам в 2023 году в пригородном сообщении
График 6. Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования по месяцам в 2023 году в пригородном сообщении

Мне вот даже интересно: что там такое произошло в сентябре 2023 года?! Это за все последние годы единственный месяц, когда число отправления пассажиров в пригородном сообщении превысило 100 млн. чел.! Причем аналогичная картина наблюдалась в октябре 2021 года (там, правда, сами абсолютные показатели были скромнее, но был огромный рост относительно даже летних месяцев).

А вот по поездам дальнего следования все стандартно. Пик - лето.

График 7. Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования по месяцам в 2023 году поездами дальнего следования
График 7. Динамика отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования по месяцам в 2023 году поездами дальнего следования

Более 14 млн. чел. отправились путешествовать в июле и августе в каждом из месяцев. А вот январь, несмотря на длинные каникулы, даже хуже чем октябрь-декабрь 2023 гг. Как-то зимнее путешествие поездами не привлекает. Да там еще явно студенты составляют значительную часть потока, которые еду на / с каникул после зимней сессии.

Красноярский край. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Красноярский край. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Это лишь первая публикация данного цикла. Мне кажется, что весьма занятная информация. Спасибо, что читаете!