Всем добрый день! Как бы там не ругали наших статистиков, но более официального и, наверное, точного источникам информации у нас все равно нет. Безусловно, я знаю анекдот про три вида лжи. Знаете? Буквально одна строка, да простят меня статистики:
Есть ложь! Есть наглая ложь! А есть статистика
Ну давайте все-таки будем верить, что статистика - это наука, и она не терпит приблизительности, как говорила в культовом фильме тов. Калугина Л.П. В конце концов, статистика обрабатывает именно те данные, которые ей предоставляют организации, а поэтому сомнения в достоверности можно отнести и на самих хозяйствующих субъектов. Но сейчас не об этом. А буквально некоторое время назад был опубликован очередной статистический обзор по результатам работы отрасли в 2023 году, который я и предлагаю проанализировать.
И начнем с того, что традиционно вызывает максимальный интерес. С анализа динамики. Сразу же приведу источник, которым я пользовался при проведении расчетов. Это информация федеральной службы государственной статистики. Она доступна по ссылке ниже:
Итак, представляю вам график динамики отправления пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования (включая пригородное сообщение в млн. чел. за 2000-2023 гг. в целом по РФ.
С одной стороны, мы видим определенное увеличение объема перевозок по сравнению с 2022 годом. Прирост здесь составил аж 62 млн. чел., достигнув уровня 1205 млн. чел., то есть 1,2 млрд. Еще раз подчеркну, что в данном случае мы анализируем данные с учетом пригородного сообщения. Затем я разобью отдельное - поезда дальнего следования / пригородное сообщение. С другой стороны, в 2023 году мы лишь на 0,29% превзошли допандемийный уровень 2019 года. В пассажирах - это прирост на 4 млн. чел.
И, к сожалению, это ну никак не может сравниться с показателями периода 2000-2008 гг., когда количество отправлений пассажиров было значительно больше. Например, уровень 2023 года относительно уровня 2000 года - это лишь 84,93%, то есть падение относительно 2000 года (-15%). Тогда было отправлено 1418 млн. чел.! Вы помните 2000 год? Я отлично помню. Не знаю, как в вашем городе, но в Иркутске был глухой кризис, продолжающийся после дефолта 1998 года. И тогда было отправлено пассажиров на 213 млн. чел. больше, чем в 2023 году.
Фиксируем первый вывод: в долгосрочной перспективе налицо снижение пассажиропотока. Я бы не очень хотел высказывать своё мнение о причинах такой ситуации. Наверное, это не одна, а комплекс причин. Но то, что одна из основных - это цена билетов, на мой взгляд, очевидно. Ну или соотношение цена / заработная плата. Экономический базис определяет всё остальное.
Теперь давайте оценим ситуацию отдельно по пригородному сообщению и поездам дальнего следования. Правда, здесь, к сожалению, статистика лишь за период с 2005 года предоставляется, но в целом это более чем достаточный лаг для такого анализа.
Ситуация практически аналогичная с симметричным снижением абсолютных показателей. То есть менее чем 5% прирост в 2023 году и более чем 10%-ое падение по сравнению с 2005 годом. Общее же количество отправленных пассажиров составляет около 1080 млн. чел. В 2005 году было 1205 млн. чел. И это при всех построенных московских диаметрах и внедренных "Ласточках". Да там должен был наблюдаться огромный рост числа отправлений пассажиров, а не такая вялая динамика.
При этом доля отправлений пригородным транспортом никогда не была менее 87,5% и более 92,5% (график 3).
Если принять население России в районе 146 млн. чел., то это означает, что каждый совершил около 7 поездок в пригородном сообщении.
Фиксируем второй вывод: отправление пассажиров в рамках пригородного сообщения многократно (примерно в 9 раз) превосходит отправление пассажиров поездами дальнего следования, но в долгосрочном периоде и здесь динамики скорее понижательная.
Теперь давайте посмотрим, что там с поездами дальнего следования:
Здесь достаточно существенный рост по сравнению с 2022 годом - аж на 13% или 14 млн. чел. Но до 137 млн. 2007 года еще достаточно далеко - необходимо увеличить отправление пассажиров еще на 13 млн. чел. Но вообще - что такое 124 млн. чел?! Это меньше чем по 1 поездке на каждого жителя страны.
И напоследок одна загадка. А Вы знаете, в каком месяце в 2023 году на железной дороге было максимальным количество отправленных пассажиров? Думаете июль или август? А вот и нет. В сентябре! Причем, прежде всего, за счет пригородного сообщения.
По пригородному сообщению график выглядит следующим образом:
Мне вот даже интересно: что там такое произошло в сентябре 2023 года?! Это за все последние годы единственный месяц, когда число отправления пассажиров в пригородном сообщении превысило 100 млн. чел.! Причем аналогичная картина наблюдалась в октябре 2021 года (там, правда, сами абсолютные показатели были скромнее, но был огромный рост относительно даже летних месяцев).
А вот по поездам дальнего следования все стандартно. Пик - лето.
Более 14 млн. чел. отправились путешествовать в июле и августе в каждом из месяцев. А вот январь, несмотря на длинные каникулы, даже хуже чем октябрь-декабрь 2023 гг. Как-то зимнее путешествие поездами не привлекает. Да там еще явно студенты составляют значительную часть потока, которые еду на / с каникул после зимней сессии.
Это лишь первая публикация данного цикла. Мне кажется, что весьма занятная информация. Спасибо, что читаете!