Как не сильны поляки, но они все же уступают в силе русским суворовским войскам. Особенности военного дарования генерала-аншефа Суворова накладывают на его солдат особенную печать непобедимости. Итак, каковы боевые принципы великого русского полководца?
Первый боевой принцип — быстрота. Быстротой Суворов предотвращает сосредоточение крупных масс неприятеля и заполняет недостаток своей численной силы. Делая быстрые стремительные марши, великий русский полководец сбивает с толку врага, не давая ему как следует подготовиться к отражению нападения, совершить ротации частей, подвести резервы, морально подготовиться к тяжелому бою. Также, Суворов вселяет в противника преувеличенное понятие о своей численной силе. Он является неожиданно, когда враг считает его за десятки верст, готовясь через 2-3 часа отступить. Кроме того, внезапное появление русских войск перед неприятелем действует весьма сильно на впечатлительные натуры. Это, например, видно из того случая, когда бывший при Брестском сражении в войсках Сераковского комиссар народной рады в ужасе сбежал лишь только увидев подходящие русские войска.
Второй боевой принцип — глазомер. Умение по обозреваемому видимому пространству на котором расположены вражеские войска, сделать выводы об окружающей поле боя местности недоступной глазу — одно из изумительных качеств Суворова, явившееся результатом многолетней практики. Глазомер великого русского полководца — это чудо проницательности, ведь зачастую Суворов знает территорию занятую неприятелем лучше самого неприятеля. Он всегда старается пополнить глазомер сведениями почерпнутыми от местных жителей, мастерски выведывая у них подробности об особенностях окружающей местности.
Третий боевой принцип — натиск. Суворов считает, что разить противника надо так, чтобы сразу же породить в нем уверенность в непобедимости того, с кем он имеет дело и одновременно заложить в него зерна сомнения в своих боевых качествах. Чтобы это случилось, нужно явиться к месту сражения быстро, накрыть врага внезапно и сразу же нанести ему сокрушительный удар. В прошедших битвах с поляками и нельзя было действовать по другому. Продолжительная канонада, методичное развертывание сил, сложное маневрирование обнаружили бы численную и иную слабость войск великого русского полководца и укрепили бы только уверенность в неприятеле.
Четвертый боевой принцип — умение владеть волей войск, как своей собственной. Нравственное влияние Суворова на войска прошедшие его боевую школу просто огромное! Не было такого приказа, какой не исполнили бы солдаты для своего любимого полководца. В немалой степени популярности суворовской боевой школы способствовало распространение в войсках его катехизиса «Наука побеждать», в котором простыми словами до каждого из солдат доводились духовно-нравственные положения, необходимые для победы в любой войне.
Пятый боевой принцип — знание своего противника со всех сторон и построенное на этом знании умение пользоваться слабыми и сильными сторонами неприятеля, исходя из складывающихся обстоятельств. Поэтому-то Суворов с ошеломляющим успехом может применять в сражениях самые невероятные приемы, такие, как например при Кобылке неожиданное спешивание конницы на пересеченной местности и атака ею в палаши и сабли, принесшая окончательную победу. Этот прием бездумно повторенный другим полководцем в иных обстоятельствах мог привести к большим жертвам. В случае же Суворова, который прекрасно отдавал себе отчет в своих действиях, основанных на отличном знании боевых качеств как своих, так и чужих войск, результатом такого неожиданного применения кавалерии могла быть только победа.
Таковы основные боевые принципы генерала-аншефа Суворова явленные им в Русско-польской войне 1794 года, прекрасно показавшие себя на этом театре боевых действий.