Вечером просочились на очередные мантропения в главном храме монастыря. Жизнь дала неожиданный поворот. Резко все с медитацией завязали, повернулись в нашу сторону, а некоторые даже начали меня слегка щупать. Я тогда был моложе и на их взгляд неплохо сложен, да еще и бледнолицый на местном фоне. В результате подарили мне талисман – две пересекающиеся ваджры (алмазный скипетр, а двойная – вообще мощь на все времена) – символ непоколебимости в учении. И кочует она теперь из машины в машину, напоминая, что люди, животные и комары мало чем отличаются друг от друга. Формы жизни слегка разные (ключевое слово «жизни»).
Есть в Тибете парочка обрядов, от которых пищат европейцы.
Перед определенным праздником (как пример – посвящение Калачакры) по лунному календарю монахи рисуют мандалу – картину изображающую устройство мира, космос. В круг вписаны квадраты, треугольники, божества, Будды и пр. Каждый миллиметр наполнен определенными символами и цветами (между прочим, все очень регламентировано). Размер, часто довольно-таки приличный, по крайней мере, больше кухонного стола.
Рисуют цветным порошком, несколько недель, бывает и месяцев - безостановочно, несколько человек по очереди.
Праздник. В решающий момент, мандалу ритуальным веником сгребают в цветную кучу порошка за пару секунд. Это как пишешь трактат в компе, внезапно управляйка рубит электроэнергию, плоды твоего труда за последний день улетают в космос. Только вот монахи не убиваются и не проклинают всех подряд, но радуются – все приходящее когда-нибудь канет в небытие, ничего, абсолютно ничего не может быть вечным, ну, естественно, кроме Поталы.
Но есть другая альтернатива, более изысканная. Типа планшет с его плоскими картинками, но может быть 3-dпринтер, он уже поинтересней лепит штуковины.
Так и тибетские монахи создают 3-dмандалы, объемные фигуры из серии мироустройства – пирамиды, нижние миры со злобными духами, верхние – с богами и полубогами. Примерно как у нас ад и рай. Только каждый черт отвечает за определенный человеческий порок. Как вариант, чревоугодие – мужичок с огромным пузом и тоненьким горлом, через которое может просочится только капелька росы за сутки. Страдает бедненький.
Лепят 3-dмандалы из цветного масла яка размером с кулачок, а есть и побольше килограмм на двадцать. Ну и как положено, по традиции – на праздник в костер. Хотел им посоветовать, как поступают русские – за полчаса закатали снеговика, но стоит всю зиму. Если конечно пионеры местные, дворовые не захотят проверить мощь своих ног и не накинуться со всей пролетарской ненавистью поздно вечером, когда взрослые в ящиках зомби за голубым экраном разглядывают.
Останавливаемся на ночевку в гостевом доме при монастыре. Что представляет из себя комната?
Обязательно окно, т.к. с электричеством бывают проблемы. По центру потолка одинокая лампочка с поджаренными мухами. А на полу две деревянные кровати, а точнее три доски на четырех ножках. Тоненький матрас, а еще тоньше подушка с шерстяным одеялом (подозреваю, всё тот же парнокопытный поучаствовал). Маленькая тумбочка посредине и …., всё. Если конечно повезет, то может быть и туалет на этаже. А если с удачей не прет, то сортир на крыше можно обнаружить.
Честно скажу, что это всё как-то не очень можно подумать, но на самом деле даже хорошо. Впечатления и высота над уровнем моря валят с ног по круче снотворного и водки.
На утро омлет на сковородке, которая не мылась со времен десятого Далай-Ламы (сейчас, между прочим, четырнадцатый Далай-Лама в Индии живет). Безвкусный то ли чай, то ли кофе, кто чего заказывал, но разливается из одного огромного чайника.
Идем смотреть храм сотни Будд. По форме – огромная шестиэтажная ступа. На каждом этаже десятки комнат, по центру которых сидит Будда и ни разу статуи не повторяются. Различные одежды позы, мудры (определенным образом сложенные пальцы не ног конечно), выражение лица и т.д. Вначале заходил в каждую келью, фоткал и рассматривал детали. На третьем уровне выдохся по полной программе и тупо бродил по периметру, но иногда все-таки засовывал свой нос картошкой в комнатки.