Память человека бывает долговременная, кратковременная, эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая, оперативная. И за каждый вид памяти отвечают совершенно разные структуры головного мозга. Один из видов памяти может быть развит лучше, а другой ‒ хуже.
Чтобы играть с ребёнком в развивающие игры - не обязательно иметь много времени. Мы, например, играем с дочкой по пути в детский сад или когда просто прогуливаемся.
- Игра "Крокодил". Надо попросить ребёнка мимикой и жестами изобразить какое-нибудь животное или даже насекомое. Эта игра развивает у малыша двигательную память.
- А вот следующая игра развивает слуховую память. Выберете с ребёнком какую-либо тему и произнесите одно слово на эту тему. Например, можно выбрать "фрукты". Ребёнок повторяет это слово и добавляет своё. Следующий игрок повторяет все слова и прибавляет ещё одно. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить все произнесенные слова в нужной последовательности. В эту игру можно играть и вдвоём.
- Вот ещё одна простая игра. Взрослый выстраивает ряд на столе из нескольких разных предметов, а ребёнок должен запомнить последовательность этих предметов и уметь воспроизвести их порядок. Уровень сложности этой игры можно легко увеличить за счёт увеличения количества предметов. Эта игра тренирует зрительную память.
- Взрослый выкладывает из счетных палочек (можно взять, например, даже зубочистки), какой-либо узор, потом прячет его под полотенцем, а малыш должен воспроизвести его. Кстати, такая игра полезна не только для памяти, но и для мелкой моторики.
- Положите перед ребёнком в ряд несколько предметов. Можно взять, например, кухонную утварь. Предложите ребёнку запомнить этот ряд из предметов, а потом попросите его закрыть глаза. Уберите один предмет и попросите ребёнка назвать его. Эта игра тоже на зрительную память.
- Играть в следующую игру очень весело! Взрослый должен показать комплекс движений, а ребёнок должен повторить их. Здесь количество игроков не ограничено. А ещё можно воспроизвести все движения в обратном порядке и не сбиться.
- В эту игру можно тоже играть по пути куда-либо. Попросить ребёнка перечислить мебель, которая находится у вас в гостиной или у знакомых. Вспомнить, что находится в группе детского сада или в классе у ребёнка. Или спросить, чем отличается ваш дом от соседнего.
- Ещё одна интересная игра - "Назови второе слово". Для этой игры необходимо подготовить несколько пар слов, которые связаны по смыслу. Например: лето-солнце, белка-орешки. Нужно, чтобы ребёнок попытался запомнить эти пары слов. Затем задача ребёнка вспомнить второе слово, после того, как вы назовёте первое.
- Нужно назвать любое слово или предмет и предложить подобрать ребёнку как можно больше прилагательных к нему. Например, море - чистое, синее, глубокое, солёное, бескрайнее и т.д. Можно посоревноваться, кто больше вспомнит и подберёт прилагательных.
И конечно, следует учить с ребёнком стишки и песенки, ведь это улучшает память, способствует формированию культуры, расширяет кругозор и увеличивает словарный запас.
Когда дети изучают новый материал и запоминают его - в мозге создаются новые нейронные связи. Если тренировать память и запоминать новую информацию - формируются новые нейроны и восстанавливаются повреждённые. При этом дети расширяют границы своего мышления и воображения.
Лучше тренировать память с самого детства!
Поэтому, удачи Вам в этом, друзья!