Найти в Дзене

Павел БОЛЬШАКОВ: Сегодня день рождения нашего талантливого земляка!

Тюнькин Вячеслав Фёдорович (Коркино Коркинский муниципальный район), писатель, р. 1951

Вячеслав Фёдорович Тюнькин – коркинский поэт, уроженец деревни Карповское Буйского района Костромской области, врач центральной городской больницы г. Коркино Челябинской области, член Союза писателей России (с 2013), лауреат фестивалей: Бажовских (2005, 2007), «Уральская лира» (2009, 2012). Удостоен Диплома III степени в номинации «Поэзия» конкурса «Прекрасен наш союз» Челябинской областной писательской организации Союза писателей России, областного литературного объединения «Светунец».

Александр Мурашко: О ВЕДЬМАХ, БЕСАХ, УПЫРЯХ И ПРОЧЕЙ НЕЧИСТИ
(Беглые заметки по мотивам произведений Вячеслава Тюнькина)

По профессии Вячеслав Фёдорович врач. Живёт в г. Коркино Челябинской области. Досуг посвящает литературному творчеству. Является автором великолепной гражданской (исторической и патриотической), философской, пейзажной, любовной лирики. Помимо стихов, сочиняет поэмы и прозу, тексты песен. Член Союза писателей России. Участник и призёр различных конкурсов и фестивалей. Его произведения регулярно публиковались и публикуются в газетах, журналах, антологиях и альманахах, а также в многочисленных коллективных и индивидуальных сборниках. Кроме того, они достойно представлены на его странице в «ВКонтакте» и на сайте «Стихи. ру» - заходите и наслаждайтесь.

На мой взгляд, творения В. Тюнькина отличаются глубоким содержанием, яркой образностью, речевой грамотностью. Впрочем, судите, уважаемые читатели, сами:

Звёзды
Падают
С вышины -
Стылым небом
Отвержены...
Звёзды
Падают
На жнивьё -
Попадают в сердце моё...
И стучит оно
Невпопад.
Звездопад...

(Здесь и далее в цитируемых стихах орфография, пунктуация, распределение текста по строчкам – авторские).

От подробного анализа этой замечательной миниатюры я воздержусь, поскольку тема данных заметок совсем иная (она обозначена в заголовке материала).

В прежние времена (в частности, в девятнадцатом веке) многие литераторы густо населяли свои произведения колоритными персонажами древнеславянской мифологии и народных сказок. Вспомните, например, знаменитое лукоморье А.С. Пушкина, где на зелёном дубе или поблизости от него обитали кот учёный, русалка, колдун, Баба Яга, Кощей Бессмертный, невиданные звери; лес и дол тоже были полны видений. А «Вий» Н.В. Гоголя? Да что там говорить, ирреальная действительность присутствовала на страницах книг чуть ли не наравне с явью.

Современные авторы в подавляющем большинстве преданья старины целенаправленно и системно в своём творчестве практически не используют. Поэтический мир Вячеслава Тюнькина - редчайшее исключение в этом смысле, так как мифологические и сказочные существа являются главными героями очень многих его произведений. Вот почему сегодняшнюю рецензию я решил посвятить исследованию данного феномена.

Начну, пожалуй, со стихотворения «Шабаш»:

В пол-Земли полнолуние!
Полночь...
Кони-звери:
Ступа да метла...
Ездоки дикой удали полны -
Их нечистая сила свела.
Надрываются медные трубы:
- Эта ночь...
Этот миг будет наш!
Собираются ведьмы - подруги
На ша-
баш!
На ша-
баш!
На ша-
баш!
Здесь последняя кружка - по кругу,
Здесь смеются и плачут - взахлёб,
Здесь прощают обиды друг другу,
Делят поровну радость и хлеб.
Любят -
Здесь не играют
Любовью,
Здесь не ведомо слово
"Кураж"!
Хочешь сердцем почувствовать волю?
На ша-
баш!
На ша-
баш!
На ша-
баш!
Здесь решают любые проблемы,
Здесь меняют грехи на грехи,
Здесь равны, как бы ни было, все мы,
Здесь поэты рождают стихи.
Хочешь -
Купишь невинную душу,
Хочешь -
Собственную запродашь,
Хочешь
Боль соловьиную слушать? -
На ша-
баш!
На ша-
баш!
На ша-
баш!
Непростительно времени мало:
От полуночи - до петухов...
На востоке заря запылала
Отпущеньем любви
И грехов...
Стихли грозные медные трубы
И растаяли,
Словно мираж.
По домам!
Распрощались подруги:
Пошустрили и будет -
Шабаш!

Поясню для тех, кто, возможно, не в курсе: согласно представлениям наших предков, шабаш – это сборище ведьм, бесов и других нечистых созданий. Он проводится в отдаленных местах, чаще всего на вершинах высоких холмов и гор, обдуваемых ветрами. Участники воздают почести сатане, всю ночь танцуют, осуществляют чёрные ритуалы и предаются оргиям.

По моему мнению, стихотворение В. Тюнькина «Шабаш» - заметное явление в современной литературе: как с чисто художественной, так и с содержательной точки зрения оно очень высокого уровня. И сейчас я попробую это доказать.

Душой поэзии, её главными ценностями являются оригинальная образность и глубокие смыслы, способные вызвать у читателей яркие ассоциации. Нынче не часто встретишь стихи, в полной мере соответствующие этим критериям. А разбираемое произведение соответствует, да ещё как!

Уже первые строчки погружают нас в таинственную среду специфической метафоричности, упраздняющей грань между явным и ирреальным мирами. «В пол-Земли полнолуние! Полночь…». В воображении рисуются завораживающие картины, будто наблюдаешь за происходящим с высоты, так как «пол-Земли» взор может охватить только оттуда. Видишь, что на одну из высоких гор съезжаются ведьмы: у них сегодня шабаш. «Ездоки дикой удали полны», а несут их «кони-звери: ступа да метла…». Ну, и так далее – буквально весь текст, словно жемчугом, усеян самобытными художественными тропами. Остальные находки автора перечислять не стану, мельком отмечу лишь вот эти: на шабаше желающие имеют возможность услышать «боль соловьиную» и «сердцем почувствовать волю», «купить невинную душу» или «собственную запродать», но «времени» там «непростительно мало», зато «заря» пылает «отпущеньем любви и грехов». Загадочно. Красиво. И очень талантливо!

Словесная конструкция «На ша-баш! На ша-баш! На ша-баш!» повторена в конце каждого отрезка речи и перекликается со словом «Шабаш!» в самой последней строке. Это эпифора – литературный приём, позволяющий «сцементировать» текст и правильно расставить смысловые акценты. В нашем случае данные цели успешно достигнуты, что свидетельствует о высоком профессионализме поэта.

А знаете ли вы, друзья, почему слово «ша-баш», завершающее первые три отрезка, разделено дефисом на слоги, причём последний слог упомянутого слова даже выставлен на отдельную строку? Подобные графика и фонетика, воспроизводимые в каждом отрезке, постепенно усиливают напряжение при чтении и под конец доводят его до кульминации, что весьма ценно с точки зрения восприятия текста.

Налицо тут и прикладная цель. Дело в том, что слово «шабаш» может употребляться в разных значениях. В последней строке анализируемого произведения оно синонимично понятиям «хватит», «довольно», и ударение в нём, как и следует, падает на второй слог: шабАш. Если же названное слово обозначает сборище ведьм, дикий разгул, то ударение в нём надо ставить на первом слоге: шАбаш. Но такое ударение в первых трёх отрезках речи нарушило бы ритмику и особенно рифмовку: например, «шАбаш» и «курАж» или «запродАшь» практически не созвучны. Если бы в слове «шАбаш» хоть часть ударения удалось перенести на второй слог, то рифмы восстановились бы, сравните: «нАш» - «курАж» - «запродАшь» - «…бАш». Но ведь именно такую роль и сыграли деление слова «шабаш» на слоги и вынесение второго слога на отдельную строку: этот самый «бАш» как бы перетянул на себя часть ударения. В результате ни ритмика, ни рифмовка практически не пострадали. Не знаю, осознанно или интуитивно Вячеслав воспользовался данным приёмом, но получилось классно.

А теперь поговорим о содержании. Оно здесь, как и во всех других произведениях подобного рода, многоплановое.

По моей интерпретации, первый план – историко-познавательный: в произведении художественно раскрыт один из аспектов понимания мира нашими предками. На втором плане я вижу некоторых сограждан, ведущих разгульный, аморальный образ жизни. На своих шабашах они предаются пьянству, разврату и другим непотребствам. Явление отвратительное, но пока не изжитое. Ну, и третий – самый массовый содержательный план. По-видимому, нет ни одного человека, которого хотя бы изредка не посещали запретные фантазии, мысли, желания. Разгул этих «бесов» в наших собственных душах такой же богопротивный, как и шабаши нечистых сил

Ой, кажется, я перестарался: проанализировано всего одно произведение, а уже появилась опасность, что вскоре из-за чрезмерного объёма любителям образного слова наскучит читать эту статью. Предлагаю набраться терпения ещё всего на пару стихов. Обещаю быть по возможности кратким. Тем более, что многие особенности творческой манеры и мастерства талантливого поэта, а также своеобразие его мифолого-сказочной лирики уже более-менее раскрыты при разборе стихотворения «Шабаш».

Яга

Триста тридцать годков, сердешная,
Влюблена безответно
В Лешего...
В печке варево пересолено...
Курьи ножки-то
Измозолены...
А избушка-то покосилася...
И метла давно износилася...
И ступа намедни потрескалась...
Кот-баюн
Сбежал перелесками...
Костяная хромает ноженька...
Позабыта ко мне дороженька...
Даже Филин не тешит песнею...
Не пора ли ужо
На пенсию -
Коротать досуг
Мемуарами...
Ведь - поди што -
И вправду старая...
_________
Примечание автора: Ей Богу, когда писал, ни на кого не намекал…

Какая прелесть сие творение! Восхищение вызывает прежде всего тонкий юмор. Комический эффект достигнут умелым смешением стилей. В тексте использованы устаревшие слова и выражения или устаревшие формы слов былинно-сказочного характера: «сердешная», «кот-баюн», «намедни», «поди што», «костяная ноженька», «покосилася» (вместо «покосилась»), «ужо». А с ними соседствуют приземлённые понятия более позднего периода: «пенсия», «мемуары». Это несоответствие и рождает улыбку.

Что касается содержания, то и тут, как уже отмечено выше, оно многоплановое. Я выделю только один план – житейский, поскольку сам автор обратил наше внимание на данное обстоятельство. Чтобы ненароком не обидеть кого-нибудь, а заодно усилить юмористическую составляющую, поэт оговорился в примечании, что никого в виду не имеет. Хотя, если смотреть объективно, в анализируемом произведении поведано о драматичных судьбах многих людей. Не так уж и редко, мы, как та Яга, тратим жизнь на неблаговидные дела. А когда приходит старость, остаёмся у разбитого корыта. Грустная картина, не правда ли?

И напоследок – стихотворение «В тихом омуте…» (прокомментирую его, как и обещал, предельно лаконично):

Тих заиленный омут...
Ни щурят, ни плотвы...
Нету лучшего дома
Для хвостатой братвы.
И тепло, и уютно,
Как в избе у огня.
И всегда многолюдно -
Колготится родня.
Напрочь Богом забыты:
Вспомнит - знамо - хула...
Но зудятся
Копыта
На лихие дела.
Скоро сгинут морозы,
Ледяная шуга -
Мы придумаем
Козни
И покажем
Рога.

Какие милые существа – эти чертята! По всему видно, что автор относится к ним с теплотой и сочувствием. Это потому, что чертята – лишь условный образ, а на самом деле имеются в виду, конечно же, люди, которых поэт любит со всеми их достоинствами и недостатками.

Мифологические и сказочные мотивы Вячеслав Тюнькин эффективно использует для исследования современных проблем. Неоспоримое достоинство его поэзии заключается в том числе и в этом. Ведьмы, бесы, упыри и прочие создания подобного рода существуют не только в народных преданиях, но и в наших фантазиях. Через подсознание они воздействуют на наши эмоции и настроения, незаметно для нас влияют на наши поступки. Художественно осмыслить сию сферу жизни – важная задача настоящего искусства. Вячеслав Фёдорович – один из немногих современных литераторов, успешно решающих данную задачу. Честь ему и хвала!

Александр МУРАШКО, филолог. фото Павла БОЛЬШАКОВА (Челябинск)

-2
-3
-4