Найти тему

Андрей Макаров о том, почему не быть счастливым это норма.

Формула счастья от философа Андрея Макарова

К счастью стремится каждый человек и гость, который попытается найти его формулу, это философ, культуролог, ритор и практикующий специалист по счастью Андрей Макаров.

Если вы уже ощущаете себя счастливым, то закройте данную статью, наслаждайтесь моментом и не предавайтесь аналитике.

Мы должны различать чувство счастья от него самого, как любовь и влюбленность, так как это не одно и то же. Счастье — это состояние соединенности твоего сознания со значимым другим. Можно привести несколько примеров. Самое дешевое счастье, если у кого-то не хватает ресурса, это соединение с самим собой. Именно об этом греческий миф о Нарциссе, который влюбляется в свое изображение. И хотя сейчас нарциссизмом носит скорее негативную окраску, как ни странно, но это счастье, потому что мы аналогично соединяемся со значимым другим. Дешевое оно не из-за обесценивания, а так как эту конструкцию создать проще всего. Следующий вариант предполагает объединение с другим человеком, душевно, духовно и телесно. Именно поэтому счастье часто путают с любовью.

Не очень хороший пример счастливого соединения — это формат мать и сын. «Сёма, мама прожила свою жизнь, проживет и твою. И проживет ее хорошо.» То есть счастье это не всегда что-то розовое и безоблачное. Потому что один может быть счастливым, а другой жертвой.

Нужно понимать, что счастье дискретно и имеет свойство заканчиваться, поэтому продлять удовольствие нужно с помощью воображения и памяти. Воспоминания могут быть не менее значимыми, чем сам счастливый период в моменте. Все этапы счастья связаны с сопричастностью: с собой, другим человеком или коллективом.

Следующим счастьем можно назвать соединение с профессией. Весь мир человеку не дан, но ему принадлежит референтная группа. Запрос на то, чтобы найти свое деловое предназначение весьма популярен среди взрослых. В этом значимое отличие от ребенка, который с легкостью способен менять сферы деятельности и находить в этом радость. Профессионалом, а не специалистом, может называться тот взрослый, который может переживать свое дело почти как живое существо, а не как механику. Даже IT-специалист обожествляет рабочий инструмент, и тогда он счастлив. Удовольствие при этом становится следствием от эффекта соединенности.

Существует мнение, что слово «счастье» происходит от «сейчас». Если следовать данной этимологической теории, то оно очень скоротечно и доступно только в режиме реального времени. Хотя это скорее про чувство, а не про само счастье. В моменте это может быть любовь, эйфория, а соединенность осознается уже на дистанции. Уходящая соединенность – особое удовольствие, оно было и уходит, поэтому еще дороже. Ценно только то, что в дефиците.

В нынешних условиях при пандемиях, войнах и природных катаклизмах все погружаются в неопределенность, потому что как было раньше, не будет никогда. Нам нужно научиться быть счастливыми в меняющейся парадигме, к которой люди не были готовы. Счастье, которое решает эту проблему – соединенность с Богом. Или с некой силой, которая превышает антропологические возможности. Когда уходит чувство защищенности, для религиозных людей всегда присутствует нечто, которое охраняет. Возможно, это ложное закрытие потребности, но для некоторых вполне рабочий инструмент.

Набор для счастья может быть любым и выбор зависит только от внутренних ресурсов.

Очень распространено мнение, что не было бы счастья, да несчастье помогло. Получается, ничем не омраченное счастье не так уж ценно? Это берет начало от фонофигуры, если нет фона, не видно сути. Черное на черном не воспринимается, а что не получается осознать для нас нереально. Воздух, которым мы дышим, неосязаем, но если его откачать и мы почувствуем нехватку, он сразу приобретает ценность. Аналогично выглядит счастье на фоне несчастья.

Достоевский придерживался точки зрения, что счастье необходимо выстрадать. Человек, который страдает, легче осмысливает свой опыт. Но не стоит это приводить к абсолюту, так как подобным образом можно лишить радости других, например, детей. Возможно, это одна из альтернатив счастья через Бога. Он любит страдающих, и когда тебе плохо, ты с ним. Но опять же, это всего лишь один из коридоров и каждый волен выбирать свой путь самостоятельно.

Иногда мы говорим, счастья – это когда тебя понимают. Однако стоит разграничивать понятие и принятие. Ведь можно понять человека, но отвернуться от него. Принимать, значит соглашаться. И это является одним из элементов гармоничного союза. Не про абсолютное счастье, но про одно из условий. Ведь принять можно и не понимая.

Кроме этого, Софико Шеварднадзе и Андрей Макаров обсудили различия в детском и взрослом счастье. Как счастливые ощущения зависят от культурных традиций? В чем заключается концепция трехслойного пирога? Делает ли справедливость нас счастливыми? Почему важно счастье окружающих? Создавать благодать или ждать ее появления?

Есть ли у вас универсальный или действенный рецепт индивидуального счастья? Поделитесь в комментариях.

Андрей Макаров - https://t.me/mak_aroff